В.В.Емельянов

Теология и философия ислама

(Спецкурс для студентов специализации

“Культуры Востока”)

План курса.

1. Введение в проблематику. Изучение исламской философии в России и СНГ.

2. Мироощущение и мистический опыт Мухаммеда в Коране. Проблемы онтологии и антропологии в сурах мекканского периода. Проблемы этики в мединских сурах. Отношение Мухаммеда к рассуждению и познанию. Отношение Мухаммеда к художественному творчеству.

3. Распространение античной философии и иудео-христианской теологии в исламском мире. Значение Аристотеля, пифагорейцев, неоплатоников и отцов Церкви для формирования исламского философско-теологического дискурса.

4. Понятие al-kalam “дискурс”, его семантическое поле в средневековой исламской лексикографии. Ilm-al-kalam - философия в контексте теологии. Этическая направленность исламского гнозиса.

5. Понятие falsafa, его применение к свободному дискурсу, продолжающему античные традиции. Борьба между мутакаллимами и философами.

6. Основные школы калама - мутазилиты и ашариты. Их происхождение и лидеры.

7. Вера и разум у мутакаллимов. Приоритет разума. Атеизм Ибн-ар-Риванди.

8. Бог и мир. Проблема творения и тварности. Пантеизм мутакаллимов.

9. Атомы и непрерывность. Место атомизма в доктрине мутакаллимов. Атом и его свойства. Концепции движения и времени. Споры атомистов и анти-атомистов.

10. Основные школы falsafa - светские философы, исмаилитские “братья чистоты”, исламские перипатетики. Их происхождение и лидеры (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд).

11. Отношение между философией, теологией и религией. Классификация наук в falsafa.

12. Основные положения логики. Утверждения и заключения. Силлогизмы.

13. Физика и метафизика. Материя, ее формы и движение. Непрерывность бытия природы. Когнитивные способности души. Проблема бессмертия. Проблема вечности мира.

14. Tasawwuf - философия исламского мистицизма. Ее происхождение из предфилософского суфизма и лидеры (аль-Газали, Ибн-аль-Араби).

15. Учение ишракизма. Критика перипатетиков. Метафизика света. Физика и психология.

16. Учение вуджудизма. Единство бытия. Новое творение. Прозрение. Совершенный человек. Ноуменальные сущности.

17. Философский аспект арабо-мусульманской поэзии. Абу-ль-Атахия, аль-Маарри и скептицизм поэтов.

18. Арабская и еврейская философия: диалог и дискуссии.

19. Заключение. Кризис исламского дискурса после монгольского нашествия. Философские аспекты современного исламского фундаментализма (идеи Хомейни) и социализма (Каддафи).  Проблема европейско-исламского философского диалога у Рене Генона.

Библиография:

Арабская поэзия средних веков. М; 1975

Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1. М; 1989

Генон Р. Кризис современного мира. М; 1991

Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. М; 1985

Грюнебаум Г.Э.фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М; 1981

Ибн-аль-Араби. Мекканские откровения. СПб; 1995

Ислам. Энциклопедический словарь. М; 1990

Ислам в истории народов Востока. М; 1981

Ислам: религия, общество, государство. М; 1984

Петрушевский И.П. Ислам в Иране. Л; 1966

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М; 1991

Проблемы арабской культуры. Памяти академика И.Ю.Крачковского. М; 1987

Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М; 1998

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М; 1987

Cуфизм в контексте мусульманской культуры. М; 1989

Шидфар Б.Я. Абу-ль-Аля аль-Маарри. М; 1984

Frank R. Beings and Their Attributes. The Teaching of the Basrian School of the MuEtazila in the Classical Period. New York, 1978

Ibrahim T; Sagadeev A. Classical Islamic Philosophy. Moscow, 1990

Wolfson H. The Philosophy of the Kalam. Cambridge, 1976