По заказу Министерства образования РФ
win 
koi 
mac 
 

Главная |  Конференция | Глоссарий |  Участники проекта |  Регистрация

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА

ЧАСТЬ III

КЛАССИЧЕСКАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Москва 2000

УТВЕРЖДЕНО РИС
Ученого Совета Российского университета дружбы народов

Н.С. Кирабаев

Программа курса Классическая арабо-мусульманская философия. Для студентов философского отделения факультета гуманитарных и соци­альных наук. -М.: Изд-во
Уникум-Центр, 2000. - С. 12.

Программа курса рассчитана на студентов-философов факультета гуманитарных и
социальных наук. Курс по классической арабо-мусульман-ской философии охватывает период с
VIII в. до XV в.

Цель курса рассмотреть основные течения и школы классичес­кой
арабо-мусульманской философии, дать общую характеристику осо­бенностей мусульманской
цивилизации, сопоставить развитие философ­ского знания в средневековой Европе и Арабском
халифате. Основное внимание уделяется изучению первоисточников.

Автор курса - Кирабаев Hyp Серикович, доктор философских наук, профессор, зав.
кафедрой истории философии РУДН. Окончил философ­ский факультет МГУ им. Ломоносова.
Область научных интересов: клас­сическая арабо-мусульманская философия и современность.
Им опубли­ковано более 60 работ, включая 3 монографии.

ПРОГРАММА КУРСА

КЛАССИЧЕСКАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение

Понятия и проблемы средневековой арабо-мусульманской философии

Раздел I. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития
классической арабо-мусульманской философии.

Идеал знания и традиционно-познавательное отношение к дей­ствительности в
исламе. Особенности мусульманской цивилизации. Гуманизм в средневековой
мусульманской культуре. Социокультур-ные факторы развития свободомыслия
мусульманского средне­вековья. Статус философии в средневековом
мусульманском обще­стве. Фальсафа и другие философско-рефлексированные
формы оппозиции суннитскому традиционализму.

Раздел II. Калам становление философии в рамках спекулятивной теологии ислама.

Фикх и начатки рационализма в мусульманской философии. Ис­точники и методы в
мусульманском правоведении. Фикх и проблем­ное поле гуманитарных наук. Фикх и
Шариат. Фикх и калам.

Основная проблематика калама. Мутазилизм - первое крупное направление в
мусульманской спекулятивной теологии и свобо­домыслии. Основоположения
доктрины поборников справедливо­сти и единобожия. Превосходство разума над
верой. Пантеисти­ческая ориентация в решении вопроса о соотношении бога и мира.
Этический рационализм Ибн ар-Раванди.

Ашаризм второе крупное направление в каламе. Продол­жение
рационалистической и пантеистической традиции мутазилиз-ма. Мурджиизм.
Атомистика калама. Поздний калам.

Раздел III. Первые светские философы.

Ал-Кинди (800-ок. 879) - родоначальник арабо-мусульманской философии
(фальсафы). Концепция пяти прасубстанций. Класси­фикация наук и предмет
философии. Философия и религия. Воп­рос о происхождении мира. Основные идеи
космологии.

Ар-Рази (865-925) и философское свободомыслие. Критика про­рочества. Учение о
пяти вечных началах.


Раздел IV. Рационализм и свободомыслие Чистых братьев.

Чистые братья (X в.) - близкое к исмаилизму тайное научно-философское
общество. Трактаты Чистых братьев и Верных друзей. Рационализм и
свободомыслие. Антидогматизм, антиавторитаризм. Познание и истина. Идеи
эволюционизма и антикреациолизма. Ан­тропология Чистых братьев. Учение об
обществе и государстве. Историческая судьба учения о Добродетельном городе.

Раздел V. Ал-Фараби (870-950) иразвитие античной философской традиции.

Понятие и проблемы восточного перипатетизма. Классифика­ция наук. Учение о
соотношении философии, религии и теологии. Предмет, задачи, структура логики.
Проблема эманации. Основные идеи гражданской философии. Добродетельный
город.

Раздел VI. Ибн-Сина (980-1037) ирасцвет классической арабо-мусульманской
философии.

Жизнь. Творчество. Идейные предпосылки. Два Ал-Фараби. Особенности
средневековой мусульманской науки и классификация наук Ибн-Сины. Логика и
проблемы достоверного знания. Соотно­шение философии, теологии и религии.
Физика. Натурфилософия. Учение о движении. Познаваемость мира. Соотношение
материи и формы. Картина мира. Мир души. Эпистемология. Метафизика.
До­казательство несотворенности мира во времени. Возможно-сущее и
необходимо-сущее. Божественная наука и проблема эманации. Про­блема
универсалий. Основоположения практических наук. Учение о справедливом городе.

Раздел VII. Ал-Газали (1058-1111) и суфийский
философско-теологический синтез.

Жизнь и творчество, идейная эволюция и проблема многолико­го ал-Газали.
Сомнение и вера. Истина и знание. В поисках досто­верного знания, морального
абсолюта. Антиавторитаризм ал-Газали.
Отношение ал-Газали к каламу и место калама в его системе: ра­зум и установление
веры, соотношение философии и спекулятив­ной теологии, доказательство бытия
бога.
Ал-Газали и восточный аристотелизм: проблемы эзотеричес­кого и экзотерического
знания, вечности мира и единосущности бога, божественного знания единичного и
общего, дуализма души
и тела, причинности, разума и откровения, свободы воли и предоп­ределения.

Мир и человек. Суфийская система. Место, роль и функция эти­ки в суфийском
синтезе. Идея совершенства человека. Политичес­кое учение ал-Газали.

Раздел VIII. Философия и культура мусульманской Испании.

Ибн-Баджа (1070-1138) пионер восточного аристотелизма в Мусульманской
Испании. Средневековая Андалусия и ее идейно-политический и культурный климат.
Жизнь и творчество Ибн-Бад-жи. Концепция бытия. Бог и мир. Материя и форма.
Натурфилосо­фия Ибн-Баджи. Учение о движении, о душе. Вопросы гносеологии и
цели философского знания. Учение о деятельном разуме. Тадбир аль-мутаваххид
(Жизнеустроение уединенника) и концепция Добродетельного города.
Философия и возможность достижения счастья, совершенства в добродетельном и
несовершенном го­сударстве. Уединенник как чужак на своей земле и как
человек, соединившийся с деятельным разумом. Ибн-Баджа и андалусская школа
восточного аристотелизма.

Философская робинзонада Ибн-Туфайля (ок. 1010-1185). Струк­тура и основные
проблемы Трактата о Хайе, сыне Якзана. Позна­ние мира и философская истина.
Картина естественной эволюции человеческого рода и идея поступательного
развития человечества. Естественная и пророческая религия. Эзотерическое и
экзотери-ческое знание. Философ и государство.

Раздел IX. Ибн-Рушд (1126-119S) и аверроизм.

Жизнь. Творчество. Учение о соотношении философии, религии и теологии.
Превосходство разума над верой. Философия, аллего­рическое толкование и
священные тексты. Критика спекулятив­ной теологии. Философ и общество.
Истина и истина. Метафи­зика. О вечности мира. о причинности в мировом порядке.
Критика теологической концепции бессмертия души. Учение о человеке. Идеальное
государство. Ибн Рушд и аверроизм. Аверроэс и ла­тинские аверроисты.

Раздел X. Ибн-Араби (1165-1240) величайший философ суфиев.

Жизненный путь и творчество. Традиционализм, рационализм и суфийский мистицизм.
Аллегорическое толкование - философский метод Ибн-Араби. Концепция Единства
бытия и учение об эпифании. Доктрина неподвижных сущностей. Концепция
нового творения. Теория третьей реальности и вопрос о соотношении между
категориями и конкретно существующими вещами. Учение о совершенном
человеке и суфийская традиция.

Раздел XI. Философия истории Ибн-Хальдуна (1332-1406).

Жизнь и творения. Структура и основные задачи Мукаддимы. Традиционная
мусульманская историография и арабо-мусульманс-кая философия о целях
исторического развития: основные концеп­ции истории. Обоснование Ибн-Хальдуном
новой науки истории, как философской дисциплины: мировоззренческие и
методологи­ческие проблемы исторического познания. Учение о цивилизации и
культуре: проблемы теории. Человеческая культура и цивилиза­ция: генезис и
развитие. Государство, культура и цивилизация: о целях исторического развития и
закономерностях общественного развития и исторического познания. Модели
общества и государ­ства: понятие экономической жизни. Концепция естественных
за­конов развития общества. Государство: генезис, история и будущее. Идея
социального прогресса. Государство и власть, государство и культура. Стабильность
экономического развития и благополучие государства. Разум и человек в истории.
Движущие силы истории. Начало истории и конец цивилизации. Философия истории и
тра­диции гуманизма в мусульманской культуре.

Раздел XII. Исторические судьбы классической арабо-мусульманской философии. ( Вместо
заключения).

Влияние средневековой арабо-мусульманской философии на развитие философской
культуры Запада и Востока. Ислам, му­сульманская культура и европейское
самосознание. Стереотипы в сравнительных исследованиях восточной и западной
философии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии в 4-х томах. М.: Мысль, 1969.-Т. 1, ч. 1 и
2.

2. Аристотель. Афинская политика. - М.-А.: СОЦЭКГИЗ, 1936.
3. Аристотель. Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1976-1984. - т. 1-4.
4. Аль-Бируни А. и Ибн-Сина. Переписка, /отв. ред. Муминов И.М.
Таш­кент: ФАН, 1973.
5. Ал-Газали. Ответы на вопросы, предложенные ему (пер. Рубина А.И.) / /
Григорян С.Н. Из истории философий Средней Азии и Ирана VII-XII вв. -М.,
1960.-С. 196-210.

6. Ад-Газали. Избавляющий от заблуждения (пер. СагадееваА-В.) // Григо­рян
С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960.-С.
211-266.
7. Ал-Газали. Воскрешение наук о вере / (пер. с араб., исследование и комм.
Наумкина В.В. - М.: Наука, 1980.
8. Ибн-Сина. Даниш-нама. Книга знания. /Пер.и предисл. Богоутдинова А.М.
Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957.
9. Ибн-Сина. Избранное /Под ред. Сагадеева А.В. - М.: Книга, 1980.
10. АбуАли Ибн-Сина. Избранные произведения. -Душанбе: Ирфон, 1980. -т. 1.
11. Ибн-Сина. (Авиценна). Избранные философские произведения /Отв. ред.
Асимов М.С. - М.: Наука. 1980.
12.Ибн-Сина. ТрактатоХайе, сыне Якзана/Пер. Сагадеева А.В.//Сагаде-ев А.В.
Ибн-Сина (Авиценна). - М., 1980. - С. 220-230.
13. Ибн-Сина. Жизнеописание. /Пер. Сагадеева А.В.//Сагадеев А.В. Ибн-Сина
(Авиценна), 2-е изд. - М., 1985. - С. 200-212.
14. Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между
религией и философией /пер. Сагадеева А.В./ / Сагадеев А.В. Ибн Рушд
(Аверроэс). - М., 1973. - С. 169-199.
15. Ибн Туфейль. Повесть о Хайе Ибн Якзане. М.: Худож. лит-ра, 1978.
16. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего
Во­стока IX-XIV вв. /Под ред. Григоряна С.Н.-М.:СОЦЭГИЗ, 1961.
17. Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В. Сагадее­ва.
N.-Y, The Edwin Mellen Press, 1999.
18. Коран /Пер. Крачковского И.Ю. - М.: Изд-во Вост. лит., 1963.
19. Насир-и-Хусрау. Сафао-наме. Книга путешествия. (Из Персии в Еги­пет и
обратно). М. Л.: Academia 1933. 206 с.
20. Низам аль-Мульк. Сиасат-наме. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 380 с.
21. Платон. Соч. в 3-х томах. - М.: Мысль, 1968-1972. - т. 1-3.
22. Ал-Фараби. Философские трактаты. -Алма-Ата, Наука, 1970.
23. Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, Наука, 1970.
24. Ал-Фараби. Историко-философские трактаты. -Алма-Ата, Наука, 1985.
25. Ал-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата, Наука, 1987.
26. Абу Наср Ал-Фараби. Политика / / Восточная филология. Душанбе,
1973.-Вып.2.-С. 102-178.
27. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах / Пер. с араб., введение и комм.
Прозорова С.М. - М.: Наука, 1984. - т. 1. б) на арабском языке
28. Аристу инда-л-араб. Дирасат ва нусус /Ред. сост. Бадави А. Кувейт:
Вакалат ал-матбуат, 1978. (Аристотель у арабов. Исследования и тексты).
29. Ал-Багдади, Абд ал-Кахир. Усул ад-дин. Бейрут: Дар
аль-афакаль-джа-дида 1981. 343с. Основоположения религии.

30. Аль-Бакиллани. Ат-Тамхид фи-ль-радд ва-л-муатазила. Каир, Дар
аль-фикр аль-араби, 1947. Введение в опровержение взглядов рафидитов.
ха-риджитов и мутазилитов.

31. Ал-Газали. Илджам ал-авамм ан илм ал-калам. - Каир: My нириийа, 1309 х.
Удержание масс от науки калама.
32. Ал-Газали. Ихйа улум ад-дин. - Каир: Дар мыср ат-табаат, б.г. - т. 1-5.
Возрождение религиозных наук.
33. Ал-Газали. Макасыд ал-фаласифа. Каир: Дар ал-маариф, б.г. Цели
философов.
34. Ал-Газали. Тахафут ал-фаласифа. - Каир: Дар ал-маариф, 1972.
Не­последовательность философов.
35. Ал-Газали. Файсал ат-тафрика бейна-ль-ислам ва-з-зандака/ / Ал-Газа­ли.
Ал-Кусурал-авали. -Каир:Мактаба;аль-джунди.-ч.1.-С. 123-160.0 различии
между исламом и ересью.
36. Ибн-Баджа. Китаб иттисал ал-акл би-ль-инсан. - Каир, Дар ал-мыс-рия,
1950. Книга о соединении деятельного разума с человеческим.
37. /Ибн Баджа/. Расаил Ибн-Баджа ал-иляхиййа. - Бейрут: Дар ан-нахар, 1968,
Метафизические трактаты.
38. Ибн Рушд. Тахафут ат-тахафут. Каир: Дар ал-маариф, 1969. 1971. т.
1-2. Непоследовательность непоследовательности.
39. Ибн Хальдун. Мукаддима. Бейрут: Дар ал-калам, 1984 Пролегомены.
40. Ифлутин инда-л-араб/Ред. сост. Бадави А. - Кувейт: Викалат аль-мат-буат,
1977. - 256 с. Плотин у арабов.
41. Аль-ифлатуниййа ал-мухдаса инда-л-араб/Ред. сост. Бадави А. Ку­вейт:
Викалат ал-матбуат, 1977. Неоплатонизм у арабов. в) на западноевропейских
языках
42. Avicenna on Theology /Transl. ByArberryA.J. - L.: Murray, 1951.
43. Averroes. Commentary on Plato's Republic./Ed. By Rosenthal E.I. -Cambridge.
Univ. Press, 1956.
44. Averroes. Tahafut al-tahafut/Ed. By Van den Bergh S. - L.: Luzac, 1954.
45. Ibn Bajjah. Tadbtr al mutavahid// Journal of the Royal Asiatic Society of Great
Britain and Ireland - L., 1945. - No. 1. -P.61-81.
46. Ibn Khaldoun. The Mugaddima/Ал Introduction to History.-L.: Routledge
andPaul,1958.-V.l-3.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
а) на русском языке:
47. Бартольд В.В. Соч., Работы по истории ислама и арабского халифата. -М.
Наука, 1966.-Т.У1.
48. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн-Хальдуна
Му­каддима. - М.: Наука, 1965.
49. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. - М.:
Наука.1965.

50. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока XII - сер. XIII вв.
Социально-экономические отношения. М.: Наука, 1984.

51. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М.: Наука, 1980.
52. Гафуров Б.Г, Касымжанов А.Х. Ал-Фараби в истории культуры. - М.:
Наука,1975.
53. Гегель. Лекции по истории философии. - Соч. - М.-Л.: Соцэгиз, 1935.
-Т.ХШ.-521с.
54. Гегель, Философия религии в 2-х т. - М.: Мысль, 1976-1977. -Т. 1-2
55. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. - М.:
Изд-во АН СССР, 1960.
56. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Средне­го
Востока. - М.: Наука, 1966.
57. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры, М.:
Наука,1981.
58. Жузе. Мутазилиты. Казань: Типогр. и литография В.М. Ключникова,
1899.
59. Игнатенко А.А, Ибн-Хальдун. - М.: Мысль, 1980.
60. Из истории философии освободившихся стран./Отв. ред. СагадеевА.В.
- М.; УДН, 1983.
61. Ислам: Религия, общество, государство./Отв. редГрязневичЛ-А.,
Про­зоров С.М. - М.: Наука, 1984.
62. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983.
63. Керимов Г.М. Ал-Газали и суфизм: - Баку: Элм, 1969.
64. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. - М.:
УДН., 1987.
65. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма до конца III в. Хиджры. - М., 1895.
66. Лей Г. Очеркистории средневекового материализма. М.: Иностр.
лит­ра, 1962.
67. Литература народов Востока в средние века. - М.: МГУ, 1970. ч.п.
68. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ, Платон. М.:
Искусство, 1969.
69. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М.:
Ис­кусство. 1974.
70. Майоров ГГ. Форм прозвание средневековой философии. Латинская
патристика. М.: Мысль., 1979.
71. Массэ А. Ислам. Очерк истории. - М.: Наука, 1982.
72. МецА. Мусульманский Ренессанс. - М.: Наука, 1973.
73. Мусульманский мир. 950-1150 /Отв. ред. Наумкин В.В., Пиотровский М.Б.
- М.: Наука, 1981.-156 с.
74. Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв. /Отв. ред. Большаков О.Г.
-М.: Наука, 19782.
75. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом
исламе. - М.: Наука, 1978.

76. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). - М.: Мысль, 1973.

77. А.В. Сагадеев. Восточный перипатетизм. N.-Y., The Edwin Mellen Press,
1999.
78. N.-Y., The Edwin Mellen Press, 1999.
79. Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). - 2-е изд. - М.: Мысль, 1985.
80. Семенова А.А. Из истории Фатимитского Египта. - М.: Наука, 1974.
81. Серебряков С.Б. Трактат Ибн-Сины (Авиценны) о любви. - Тбилиси:
Мецниербба, 1976.
82. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высшая школа, 1979.
83. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVI 1 вв. М.: Высшая шко­ла,
1984.
84. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные
тек­сты. М., Изд-во Восточная литература. 1997.
85. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука, 1987.
86. СюкияйненЛ.Р. Мусульманское право. - М.: Наука, 1986.
87. Социально-этические идеи в Средней Азии /Отв. ред. Хайруллаев М.М.
-Ташкент: Фан, 1983.
88. Социальные, этические и эстетические взгляды Ал-Фараби
/Отв.ред.-Абдильдин Ж.М. Алма-Ата: Наука, 1984.
89. Философское наследие народов Востока и современность. - М.: Наука,
1983.
90. Фролов Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии.
М.:Нау-ка.1983.
91. Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории
философии. Ташкент: Фан, 1987.
92. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и
клас­сическая традиция. М.: Наука, 1979.
б) на западноевропейских языках:
93. AI-Azmen A. Ibn Khaldun. An Essay in Reinterpretation. L.: Frank Eass.
94. Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. - Paris: Vrin, 1972. - Т. 1-2.
95. Boesard М.А. L' Islam. - Р.: Michel, 1979.
96. Сап-а de Vaux B. Avicenne. Amsterdam: Philo press, 1974.
97. Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. - P.: Gallimard, 1964.
98. DaiberH. The Ruler as Philosopher. A New Interpretation ofal-Farabi'sView.
-Amsterdam: North Holland Publishing Company, 1981.
99. Fakhry М. Islamic Occasionalism and its Critique by Averroes and Aquinas.
-L.: Alien &Unwin, 1958.
100. The Encyclopaedia of Islam, second edition. - Leiden: Brill, 1960-1977. -V.
1-4.
101. Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y: Columbia Univ.
press,1970.
102. Gibb H.A.R. Mohammedanism. An Historical Survey - Boston: Univ.
press.,1970.10

103. Grunebaum G. E. Medieval Islam: A Study in Cultural Orientation. -Chicago:
The Univ of Chicago press, 1956.

104. A History of Muslim Philosophy /Ed, by Sharif М.М. - Wisbaden:
Harrassowitz, 1963-1966.-vol. 1-2.
105. Jabre F. La notion de certitude selon Ghazali dans ses origenes
psychologiques et historiques. - P.: Vrin, 1958. - p.474.
106. Jadaane F. Z Influence du stoicisme sur la pensee musulmane. - Beyrouth:
Darel-Maghreq,1968.
107. Kramer J.Z. Humanism in the Renaissance of Islam/ / J. A.O.S. - 1984.
-VoL104,Nl,p.l35-164.
108. Lambton A.K.S. State and Goverment in Medieval Islam. Oxford: Univ.
press, 1981.
109. Laoust H. La politique de Ghazali. - P.: Libr. Geuthner, 1970.- 414 p.
110. Mahdi М. Ibn Khaldun's Philosophy of History. - L.: G. Alien and Unwin Ltd.,
1981.
111. Pattom W.M. Ahmed ibn Hanbal and the Mihna. - Leiden: Brill, 1897.
112. Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam.
-N.Y.-L.: Luzac, 1968.
113. Rosenthal F. The Muslim Concept of Freedom Prior to the 19 century.
-Leiden: Brill,. 1960.
114. SardarZ. The Future of Muslim Civilization. - L.: Croom Helm, 1979.
115. Waizor R. Greek into Arabic. Essays on Islamic Philosophy. - Oxford:
Cassirer, 1962.-256 p.
116. Witt M.W. A Study ofal-Ghazali. - Edinburgh: Univ. press, 1963. - 215 p.
117. Watt M.W The Formative Period of Islamic Thought. - Edinbuigh: Univ.
press,1973.-424p.
118. Watt M.W. Islamic Philosophy and Theology. - Edinburgh: Univ. press, 1967.
-196р.
119. Watt M.W, Islamic Political Thought.- Edinbui-gh: Univ. press, 1967. - 186
p.11



Напишите нам |  Авторам

Developed by 'ИДО РУДН'.