вверх

 
Хамид ад-Дин аль-Кирмани. Успокоение разума (Рахат аль-`акль)
Перевод с арабского, вводная статья и комментарии
А.В.Смирнова

Монография представляет собой исследование и комментированный перевод центрального произведения философии исмаилизма.

Произведение принадлежит перу Хамид ад-Дина аль-Кирмани (X-XI вв., точные даты рождения и смерти неизвестны), видного исмаилитского проповедника, носившего почетный титул "худджа обоих Ираков" и величаемого "шейхом исмаилитских философов". "Успокоение разума" относится к числу эзотерических исмаилитских произведений. Рукописи книги, опубликованные только в XX веке, до того времени были доступны лишь узкому кругу посвященных.

Произведение написано под конец жизни аль-Кирмани (в 411 г.х., или 1020/21 г. н.э.) и подводит итог творчеству этого выдающегося теоретика исмаилизма. Созданное в период, когда практическая и духовная деятельность исмаилитов достигла своего апогея, "Успокоение разума" представляет исмаилитскую философскую и религиозную доктрину во всей ее полноте и оригинальности и подводит читателя к пониманию особенностей исмаилитского мировосприятия. Философская концепция аль-Кирмани, заимствовавшая многие элементы аристотелизма и неоплатонизма, тем не менее далека от эклектизма и является оригинальным органичным учением. В книге в последовательной и систематизированной форме изложены вопросы космологии и метафизики, физики, теории познания, этики, историографии, эсхатологии. Написанное строгим схоластическим языком, произведение дает прекрасное представление об уровне развития философского мышления и аргументации того времени. Вместе с тем это произведение можно по праву назвать энциклопедическим: аль-Кирмани в той или иной форме касается практически всех сторон материальной и духовной культуры современной ему исламской цивилизации.

"Успокоение разума" состоит из семи глав. Первая, пропедевтическая, глава содержит обоснование двух столпов исмаилитской концепции поклонения: религиозного деяния и познания. Вторая глава посвящена проблеме непознаваемости Бога. В третьей и четвертой главах излагается учение о Первом Разуме и его сотворенности, эманации, первоматерии и форме. Космография изложена в пятой главе книги: это учение о перводвигателе тел, десяти небесных сферах, небесных телах и их влиянии на земную жизнь. В шестой главе изложено натурфилософское учение о четырех первоэлементах и образовании из них земных тел и существ. Наконец, седьмая глава излагает исмаилитскую историософию: учение о семи циклах мировой истории, Судном дне и конце мира, пути спасения человеческой души.

Исмаилитская философская концепция, до сих пор недостаточно изученная, содержит целый ряд оригинальных элементов (учение о божественной сущности, гносеология, сотериология), которые нашли свое полное отражение в данном произведении. Исмаилитские учения оказали значительное влияние на многих средневековых ученых.

Вводная статья имеет целью подготовить читателя к восприятию основных идей этого необычного произведения. Особое внимание уделено раскрытию концепции структурной изоморфности макро- и микрокосма и религиозного мира, являющейся ключом к пониманию исмаилитской картины мира.

Перевод памятника снабжен комментариями и словарем наиболее употребительных терминов.