Статья опубликована в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001)
(с) А.Смирнов 2001
вверх

А.В.Смирнов

Трактат о взглядах жителей добродетельного города

“Трактат о взглядах жителей добродетельного города” (Китаб ’ара’ ’ахл ал-мадина ал-фадила) наряду с “Гражданской политикой” (ас-Сийаса ал-маданиййа), основное этическое произведение Абу Насра ал-Фараби. В “Трактате…” он под влиянием платоновской мысли исследует добродетель в полити­ческом аспекте, связывая ее с правильным устройством общества, правильными законами и правильными взглядами граждан. Такое совершенное общество оказывается “добродетельным градом” (мадина фадила), к-рому противостоят многочисленные виды городов, в том или ином аспекте ущербных и порочных. Ал-Фараби  рассматривает понятие совершенство (см. Камал) как тождественное благу и счастью (см. Са‘ада). Все люди по природе склонны выбирать совершенство своей целью, поэтому они нуждаются в учении, разъясняющем суть совершенства и пути его достижения. Возможность достижения совершенства обеспечивается объединением людей и их кооперацией не ниже чем на уровне города. Добродетельный город рассматривается ал-Фараби как подобие микрокосма и макрокосма, что обнаруживает определенную параллель с понятием исмаилизма “мир религии”. Для него характерна строго иерархическая социальная организация: самые низшие служат, но никем не обслуживаются, промежуточные слои и служат высшим, и обслуживаются низшими, верхнюю ступень у ал-Фараби занимает единоличный глава города. Он владеет высшим из всех искусств управлением. Оно поистине принадлежит только тому, кто достиг ступени актуального разума и, как подчеркивает ал-Фараби, сумел соединиться с  Действенным разумом, управляющим подлунным миром. Глава добродетельного града должен обладать от природы двенадцатью качествами (здоровье, понятливость, память, проницательность, ясная речь, любовь к познанию, воздержанность в еде и удовольствиях, любовь к правде и ненависть ко лжи, благородство души, презрение к мирскому, справедливость, решительность). Совершенный глава может устанавливать законы, а сменяющие его главы города, если они менее совершенны, но способны поддерживать установленные порядки, должны следовать ему.

Добродетельный город характеризуется гармонией знания о совершенстве и действия, направленного на его достижение, тогда как в противоположных добродетельному городах наличествуют те или иные пороки, вытекающие из нарушения такой гармонии. В невежественном городе отсутствует знание о счастье, в безнравственном городе отсутствует действие при наличии знания, для переменчивого города характерна порча некогда имевшегося правильного знания и действия и т.д.

Литература:

Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.  М.: Изд-во АН СССР, 1960, с.156-195

Ал-Фараби. Китаб ’ара’ ’ахл ал-мадина ал-фадила (каддама ла-ху ва хаккака-ху Албарт Насри Надир)  Бейрут [б/и], 1959

Ал-Фараби. Китаб ас-сийаса ал-маданиййа ал-мулаккаб би-мабади’ ал-мавджудат (тахкик Фавзи ан-Надджар). Бейрут: ал-Матба’а ал-катуликиййа, 1964

Игнатенко А.А. В поисках счастья. М.: Мысль, 1989