Статья опубликована в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001)
(с) А.Смирнов 2001
вверх

А.В.Смирнов

Камал (совершенство)

Камаôл, тж. тамаôм  – термин арабо-исламской философии, обознчающий “совершенство”. В постаристотелевской традиции, имевшей существенное продолжение в арабо-исламском мире, понятие “совершенство” связывалось прежде всего с приобретением максимального числа похвальных моральных качеств (ахÔлаôкÖ) и устранением порицаемых. Именно в этом ключе понятие “совершенный человек” (инсаôн таôмм) трактуется в одном из первых систематических трактатов подобного рода – “Исправление нравов”, принадлежащем ЙахÖйаô Ибн ‘Адиô. Наиболее знаменитым произведением этой традиции является одноименное соч. АхÖмада Ибн МухÖаммада Мискавайха (ум. 1030). Оно послужило образцом для созданного спустя два века и носящего то же название произведения НасÖиôр ад-Диôна атÖÖуôсиô (ум. 1274), известного также как АхÔлаôкÖ-и НаôсÖириô (“Насирова этика”), к-рое, в свою очередь, явилось прототипом для Лаваôми‘ ал-ишраôкÖ фиô макаôрим ал-ахÔлаôкÖ (“Сиятельное освещение похвальных моральных качеств”) Джалаôл ад-Диôна ад-Давваôниô (ум. 1501). Длинные списки поощряемых и порицаемых моральных качеств, составляемые в духе платоновско-аристотелевской этической традиции, характерны для этих произведений. В них развивается понятие личного этического совершенства, достигаемого как совершенство разумной души благодаря ясно осознаваемому различию между пороками и добродетелями и соответствующему самоконтролю и культивированию похвальных качеств. Дальнейшее развитие понятие “совершенства” получило в исмаилитской философии у ал-Кирмаôниô (X-XI в.), где представление об изначальной запятнанности души природными пороками предполагает необходимость “очищения” для каждого, кто хочет стать подлинным человеком и достичь счастья. Путь совершенствования здесь иной: это “явное” и “скрытое” поклонения, находящиеся в гармонии друг с другом и невозможные одно без другого. Кроме того, условием достижения совершенства является поддержка (та’йиôд) Первоначала мироздания, к-рым обладают избранные люди и благодаря к-рому они ведут остальных к спасению (см. Исмаилизм). Что касается суфийского понятия “совершенный человек” (инсаôн каôмил), то его, как и стоящие за ним концепции, следует признать скорее метафизическими, нежели собственно этическими, что связано с проблематичностью построения этической теории, требующей однозначной фиксированности оценок и положений, в суфийской философии, такую однозначность принципиально не признающей. Моральные максимы выражены в суфизме в форме поучительных наставлений, или адаба (см. Суфизм, ’Адаб).