Статья
опубликована в энциклопедическом
словаре "Этика" (М.: Гардарики,
2001) (с) А.Смирнов 2001 |
вверх |
Хайр “благо”. В Коране употребляется в смысле, близком к манфа‘а, “польза”. В схожем значении фигурирует в одном из главных положений суннитского исповедания веры (‘акида): “все благо и зло в судьбе людей — от Бога”. В философии термин хайр был использован для передачи античного понятия “благо”, преимущественно в его неоплатоническом варианте. В арабоязычной перипатетической традиции (ал-Фараби, Ибн Сина и др.) под “абсолютным благом” (ал-хайр ал-мутлак) понимается Первоначало, Бог, прочие вещи обладают своей “благой природой” (хайриййа) относительно, заимствуя ее от Первоначала. В суфизме “благо” отождествляется с понятием “существование” (вуджуд), и любая вещь является “благой” в абсолютном смысле, как воплощение Бога, но может считаться “дурной” в соответствии со вкусами, привычками или обычаями людей.