Статья опубликована в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001)
(с) А.Смирнов 2001
вверх

А.В.Смирнов

МасÖлахÖа (пригодное)

МасÖлахÖа категория арабо-мусульманской этики, к-рая буквально означает: “пригодное”, и вместе с противоположным понятием мафсада” (пагубное) составляет основу для аппрориаторной классификации намерений (Ниййа). Эта классификация близка к той, что дается на основе противопоставления понятий “польза-вред” (Манфа‘а дÖарар). Близким по смыслу к М. является одкоренное сÖалаôхÖ (“достойное деяние”).

Противопоставление М. мафсада широко используются в исламской религиозно-правовой мысли, для к-рой в целом характерна убежденность в том, что смысл законоустановлений – в обеспечении “пригодного” для жизни и избегании “пагубного”. Понятия “пригодное-пагубное” были использованы в мутазилизме для анализа тех пяти категорий (ал-ахÖкаôм ал-хÔамса; см. ХÖукм), на к-рые религиозно-правовая мысль подразделяет все действия. Если несовершение действия влечет “пагубные” последствия, то такое действие является обязательным, а если его совершение влечет пагубные последствия, то оно оказывается неразрешенным, если его совершение влечет нечто пригодное, такое действие является рекомендуемым, а если его несовершение оказывается пригодным, то оно является нерекомендуемым; если же его совершение и несовершение не влекут ни того, ни другого, то оно безразлично (мубаôхÖ). Сама возможность такой классификации свидетельствует о недихотомичности понятий М. мафсада: непривлечение пригодного не означает нанесения вреда, а совершение действия, противоположность к-рого пригодна, не оказывается приносящим пагубные последствия (иначе категории “нерекомендованное” и “обязательное” совпадали бы). Понятия “пригодное пагубное”, как и “полезное вредное”, принципиально относительны. Как для подростка бывает пригодным в одно время ласковое обращение с ним, а в другое – суровое, так и для человечества в разные эпохи пригодными оказывались разные законы, чем и объясняется их смена и отмена одних законов другими (Ибн атÖÖаййиб ал-БасÖриô).

В рамках широко используемого исламской мыслью противопоставления дунйаô диôн (дела земные – дела религиозные) действует противопоставление масÖаôлихÖ ад-дунйаô – масÖаôлихÖ ад-диôн (пригодное для земной жизни – пригодное для религии). Это противопоставление практически никогда не является исключающим и не доходит до абсолютной дихотомии “града земного” и “града небесного”. Даже в суфизме с его акцентом на таваккул (упование на Бога), уделение внимания масÖаôлихÖ ад-дунйаô, “земным делам”, не порицается. Целью человека является гармонизировать в своей жизни масÖаôлихÖ ад-дунйаô и масÖаôлихÖ ад-диôн, к-рые по существу не противоречат друг другу. Близкой является пара понятий “’адаб ад-дунйаô” – “’адаб ад-диôн” (“приличествующее земной жизни – приличествующее религии”), к-рые также во многом совпадают.

 

Литература: Ибн атÖÖаййиб. ал-Му‘тамад фиô ’усÖуôл ал-фикÖх. Дамаск: Т. 2. 1965; Ал-Маôварди, Абуô ал-ХÖасан. ’Адаб ад-дунйаô ва ад-диôн. Бейрут: Даôр икÖраô’, 1981