Статья
опубликована в энциклопедическом
словаре "Этика" (М.: Гардарики,
2001) (с) А.Смирнов 2001 |
вверх |
Са‘ада – понятие мусульманской религиозно-доктринальной и этической мысли, означающее “счастье” и противопоставляемое шакава (терзанию). С. связывается прежде всего с загробным воздаянием (джаза’), хотя многие авторы считают, что понятие С. применимо и для описания воздаяния за поступки, которое человек получает еще в земной жизни. Ибн Сина различает истинное счастье, достижимое только после смерти, и мнимое счастье простолюдинов, к-рое заключается в достижении земных благ. В перипатетизме арабоязычном сделана попытка определить понятие “С.” на основе блага, а не воздаяния за совершенные поступки. Ал-Фараби определяет “С.” как “благо вообще”, “абсолютное благо” (ал-хайр ‘ала ал-итлак). В исмаилизме С. связывается с понятиями “вечное пребывание” (бака’), “услада” (лузза), “ликование” (бахджа), что достижимо после завершения вселенского процесса творения и образования Второго Предела мироздания, причем счастья достигают только праведные и чистые души. В суфизме “С.” становится понятием, поглощающим свою противоположность, поскольку все сущее считается обретающим в конечном счете награду, т.е. полноту бытия.
ал-Джавзийя, Ибн Каййим. Тарик ал-хиджратайн ва баб ас-са‘адатайн. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа, б.г.
Игнатенко А.А. В поисках счастья. М.: Мысль, 1989