А.В.Смирнов. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001

   вверх

 (с) А.Смирнов 2001


Биобиблиографический словарь

‘Аббафд Ибн Сулаймафн асЦЦаймариф (или адЦЦаймариф, ум. ок. 864) —один из басрийских мутазилитов, ученик ал-ФуватЦиййа. Критиковал положения басрийской школы, сформулированные ал-‘Аллаффом. Основной источник для изучения взглядов — МакЦафлафт ал-Аш‘ариф.

Ал-Азхариф, Абуф МансЦуфр МухЦаммад Ибн АхЦмад Ибн ал-Азхар (895, Герат 980, Герат) — известный лексикограф. Ученик своего соотечественника ал-МунзФириф, в Багдаде испытал влияние филологов аз-Задджафджа и Ибн Дурайда. Во время двухлетнего пленения бедуинами-карматами изучал их язык, сохранивший, как считалось, чистоту изначального арабского. Основные работы — по лексикологии. Автор ТахзФифб ал-лугЦа «Упорядочение языка», словаря, который Ибн МанзЦуфр использовал при составлении своего Лисафн ал-‘араб «Язык арабов».

Ал-‘Аллафф, Абуф ал-ХузФайл (между 748 и 753, Басра между 842 и 850, Багдад) — один из первых мутазилитов, сформулировавший свое учение в последовательной теоретической форме. Через ‘УсФмафна атЦЦавифла познакомился со взглядами ВафсЦила Ибн ‘АтЦаф’, которого считают родоначальником мутазилитской мысли. Оппонировал Хишафму Ибн ал-ХЦакаму. Высказался практически по всем принципиальным философским вопросам. Среди учеников — ан-НазЦзЦафм, аш-ШахЦхЦафм и др. Влияние Абуф ал-ХузФайла на построение своих доктрин признавал ал-Джуббаф’иф.

Ал-АхФфаш («Страдающий дневной слепотой») — прозвище ряда филологов и хадисоведов. Наибольшей известностью пользуется Абуф ал-ХЦасан Са‘ифд Ибн Мас‘ада (ум. 825 или 835). Уроженец Балха и ученик мутазилита Абуф Шамра и филолога Сифбавайхи, популяризатор «Книги» (Китафб) последнего. Собственные сочинения не сохранились.

Ал-Аш‘ариф, Абуф ал-ХЦасан (873/874, Басра — 935/936, Багдад) — первоначально видный мутазилит, ученик ал-Джуббаф’иф. В 912/13 под влиянием, как считает традиция, прямого внушения Мухаммеда, явившегося ему в видении, отказался от мутазилитских учений по ряду вопросов, сохранив (по той же причине) верность каламу как системе рационалистической аргументации. Эпоним ашаризма, позднего калама, отличающегося от мутазилизма как по ряду пунктов учения, так и фактическим запретом на обсуждение целого комплекса проблем, составлявших предмет живой дискуссии мутазилитов. Благодаря такой догматизации ашаризм утерял философский дух, присущий раннему каламу, и сблизился с вероучением (‘акЦифда) и в целом с традиционалистским направлением мусульманской мысли. Автор ряда сочинений, в том числе доксографического МакЦафлафт ал-ислафмиййифн ва ихФтилафф ал-мусЦаллифн «Высказывания людей ислама и разногласия вершащих молитву», основного источника по ранней мусульманской мысли и доашаритскому мутазилизму.

Ал-БагЦдафдиф, ‘Абд ал-КЦафхир Ибн ТЦафхир Абуф МансЦуфр (ум. 1037) — видный факих и мутакаллим, босльшую часть жизни прожил в Нишапуре, где преподавал классические (фикх, калам) и иные (арифметика) науки. Помимо ’УсЦуфл ад-дифн «Основы религии», содержащей систематическое изложение доктрины, вопросов калама и фикха, которые автор считает правильными, и упоминающей иные взгляды различных сект по этим вопросам, ал-БагЦдафдиф написал также Китафб ал-милал ва ан-нихЦал «Вероисповедания и секты» (утрачена) и полемическое сочинение ал-ФаркЦ байна ал-фиракЦ «Различия между сектами».

Ал-БафкЦиллафниф (Ибн ал-БафкЦиллафниф), Абуф Бакр МухЦаммад Ибн атЦЦаййиб (ум. 1013) — видный представитель калама, считается систематизатором ашаризма. Уроженец Басры, босльшую часть жизни провел в Багдаде. Учился у учеников ал-Аш‘ариф, известен как преподаватель и участник диспутов. Занимал должность кади (судьи). Помимо ал-ИнсЦафф фиф-маф йаджиб и‘тикЦафду-ху ва лаф йаджуфз ал-джахл би-хи «Правильное изложение того, что следует исповедовать и чего нельзя не знать» сохранилось пять его трудов (известно более 50), в т. ч. И‘джафз ал-кЦур’афн «Неподражаемость Корана», считающееся классическим сочинением на эту тему.

Бишр Ибн ал-Му‘тамир (ум. 825 — 840) — уроженец Багдада и основатель багдадской школы раннего калама, учитель ал-Мурдафра. С мутазилизмом познакомился в Басре, где встречался с коллегами основателя этого течения ВафсЦила Ибн ‘АтЦаф’. По возвращении в Багдад за пропаганду своих взглядов заключен Хафруфном ар-Рашифдом в тюрьму, но вскоре освобожден. Высказывания по основным вопросам метафизики, гносеологии, физики и этики известны по сохранившимся фрагментам.

Ал-БухФафриф, МухЦаммад Ибн Исмаф‘ифл (810 — 870) — наиболее авторитетный хадисовед в суннитской традиции. С десяти лет изучал хадисы — рассказы о поступках и делах Мухаммеда. В шестнадцать отправился в паломничество в Мекку, затем много путешествовал по исламскому миру в поисках хадисов. Говорил, что записывал со слов тысячи передатчиков. Был обвинен в отходе от подлинной веры за то, что считал декламацию Корана сотворенной, признавая сам Коран несотворенным, и был вынужден уехать в Бухару. Считается, что его асЦЦахЦифхЦ «Достоверный» отобран из 600 тысяч хадисов. Сборник включает 97 книг (3450 глав). Общее число хадисов 7393, без повторов — 2762.

Ал-Джалафлайн, Тафсифр ал-имафмайн ал-Джалафлайн («Комментарий двух Джалалей») — один из наиболее авторитетных филологических комментариев к Корану в суннитской традиции. Составлен двумя учеными, имя которых содержит Джалафл ад-Дифн «Величие религии»: Джалафл ад-Дифном ал-МахЦаллиф (1389, Каир — 1459, Каир) и его знаменитым учеником Джалафл ад-Дифном ас-СуйуфтЦиф (1445, Каир — 1505, Каир).

Джахм Ибн СЦафвафн, Абуф МухЦриз (казнен 746) — ранний мыслитель, эпоним джахмизма, одного из течений в каламе. Во имя установления правления «в соответствии с Писанием и сунной» участвовал в восстании против омейядского наместника Хорасана, за что был казнен. Известен рядом экстравагантных тезисов, например, о сотворенности Корана. По-видимому, они все же были следствиями целостных учений; так, невечность рая и ада вытекает из конечности человеческих действий, автономность которых полностью отрицается. Считается, что выступал против приписывания Богу антропоморфных атрибутов. Взгляды известны по доксографическим сообщениям.

Ал-Джуббаф’иф, Абуф ‘Алиф МухЦаммад Ибн ‘Абд ал-Ваххафб (ум. 915/916) — глава басрийских мутазилитов, сменивший в этом качестве ал-‘Аллаффа и аш-ШахЦхЦафма. Выступал с критикой ан-НазЦзЦафма и ал-ДжафхЦизЦа. Его учениками были его сын Абуф Хафшим и ал-Аш‘ариф. Последний разошелся во взглядах с учителем и основал ашаритскую школу калама. Сочинения ал-Джуббаф’иф до нас не дошли. Основной источник для изучения его взглядов — МакЦафлафт ал-Аш‘ариф.

Ал-Джурджафниф, ‘Абд ал-КЦафхир (ум.1078) — выдающийся филолог, сформулировавший многие основополагающие положения классической арабской риторики и оказавший значительное влияние на кристаллизацию ее терминологии. Сыграл существенную роль в становлении арабской эстетики. Основные сочинения — Асрафр ал-балафгЦа фиф ‘илм ал-байафн «Тайны красноречия в науке об изъяснении» и Далаф’ил ал-и‘джафз фиф ‘илм ал-ма‘афниф «Доказательства непревзойденности в науке о смыслах». Имеет также работы по грамматике.

ДЦирафр Ибн ‘Амр ал-ГЦатафафниф ал-Куффиф (ум. 2-й век хиджры) — один из ранних мутазилитов, жил в период до оформления басрийской и багдадской школ мутазилизма. Инициировал некоторые теории, которым была суждена долгая жизнь в каламе, в частности, теорию «двух действователей» и «присвоения» (касб) человеком поступков, творимых Богом. Отрицал возможность висдения Бога обычными органами чувств; чтобы объяснить положения вероучения относительно висдения Бога в Судный день, считал, что для этого будет сотворено шестое чувство.

Аз-ЗамахФшариф, МахЦмуфд Ибн ‘Умар (1075 — 1144) — выдающийся филолог и литератор, автор известного мутазилитского «Комментария» (Кашшафф) к Корану. Босльшую часть жизни провел в столице Хорезма г. Гургандж. Учился филологии и фикху, имел видных учеников-филологов. Основные сочинения — по филологии, в том числе капитальный ал-МуфасЦсЦал «Подробное изложение», ставший авторитетным источником для последующих поколений ученых.

Зейдиты — ветвь шиитов-имамитов, признавших имамат Зайда Ибн ‘Алиф (ум.732), брата пятого шиитского имама МухЦаммада ал-БафкЦира.

Ибн ‘Арабиф, МухЦйиф ад-Дифн (1165, Мурсия — 1240, Дамаск) — знаменитый суфийский философ, мистик и поэт. Известен как «Великий шейх» (аш-ШайхФ ал-акбар) и автор концепции, названной позже «единство существования» (вахЦдат ал-вуджуфд). Путешествовал по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хадж, посетил Египет и Малую Азию, с 1223 жил в Дамаске. Был знаком с идеями и сочинениями предшественников-суфиев. Прослеживаются прямые и косвенные связи со взглядами ал-ГЦазафлиф. Сохранились свидетельства контактов с Ибн Рушдом и другими выдающимися мыслителями того времени. Влияние Ибн ‘Арабиф испытали едва ли не все известные суфийские авторы, а также представители других течений мысли, более прочих — ишракизма. Важнейшими для понимания его философии являются ал-ФутуфхЦафт ал-маккиййа «Мекканские откровения» и ФусЦуфсЦ ал-хЦикам «Геммы мудрости».

Ибн ал-’АсФифр, Маджд ад-Дифн Абуф ас-Са‘афдафт ал-Мубафрак (1149 — 1210) — известный хадисовед, факих и лексикограф. Прожив в Мосуле всю жизнь, служил у правителя этого города ГЦафзиф Ибн Мавдуфда и его преемников. Автор известного сборника хадисов Джафми‘ ал-усЦуфл «Сборник основ». Его ан-Нихафйа фиф гЦарифб ал-хЦадифсФ «Словарь редких слов и выражений, встречающихся в хадисах» был использован Ибн МанзЦуфром при составлении словаря Лисафн ал-‘араб «Язык арабов».

Ибн ДжанафхЦ, Абуф ал-Валифд Марвафн (евр. Йофнафх) (ок. 990, Кордова — ок. 1040, Сарагосса) — средневековый еврейский грамматик и лексикограф (писал на арабском), автор работ по логике и фармакологии.

Ибн Джинниф, Абуф ал-ФатхЦ ‘УсФмафн (913, Мосул — 1002) — известный оригинальностью концепций средневековый филолог. Сын греческого раба. Ученик ал-Фафрисиф, друг и комментатор выдающегося поэта ал-Мутанаббиф. Начальник канцелярии двух правителей. Занимал промежуточную позицию между басрийской и куфийской школами — основными направлениями классической арабской филологии. Считается родоначальником этимологии (ал-иштикЦафкЦ ал-акбар) и величайшим авторитетом по морфологии (тасЦрифф букв. «спряжение и склонение»). Основные сочинения — Сирр сЦинаф‘ат ал-и‘рафб «Тайна искусства и‘рафба» и ал-ХФасЦаф’исЦ фиф ‘илм ’усЦуфл ал-‘арабиййа «Особенное в науке об основах арабского языка».

Ибн Йа‘ифш, МуваффакЦ ад-Дифн ал-ХЦалабиф (1158, Алеппо — 1245, Алеппо) — филолог басрийской школы. Изучал грамматику и хадисоведение в Алеппо, Мосуле и Дамаске. У него учились историки Ибн ХФалликЦафн и ЙафкЦуфт. Наиболее известное сочинение — обширный ШархЦ ал-МуфасЦсЦал «Разъяснение “Подробного изложения”» аз-ЗамахФшариф.

Ибн КасФифр, ‘Имафд ад-Дифн (1300, Босра, Сирия — 1373, Дамаск) — известный историк и хадисовед. Его «Комментарий» (Тафсифр) к Корану носит в основном филологический характер.

Ибн МанзЦуфр, МухЦаммад Ибн Мукаррам (1233 — 1311/1312) — автор наиболее известного словаря средневекового арабского языка. Занимал должность кади (судьи) г. Триполи в Северной Африке и чиновника правительственной канцелярии. Отличался склонностью к составлению кратких версий обширных сочинений (Китафб ал-агЦафниф «Книга песен» ал-Исфахафниф и др.). Его Лисафн ал-‘араб «Язык арабов» (1290) опирается на лексикографические работы предшественников: ал-Азхариф, Ибн Сифды, ал-Джавхариф, Ибн Барриф, азФФахабиф и др.

Ибн ар-Рафвандиф, Абуф ал-ХЦусайн АхЦмад (IX в. — X в.) — противоречивая фигура в ранней мусульманской мысли. Первоначально приверженец мутазилизма, затем отошел от него и подверг критике за непоследовательность и абсурдность выводов, характерные, по его мнению, для этого течения. Некоторые приписывают ему переход в шиизм, а затем и принятие вольнодумия (зандакЦа), хотя мутазилиты утверждали, что под конец жизни он вернулся в лоно их учения. Основное полемическое сочинение против мутазилитов — ФадЦифхЦат ал-му‘тазила «Позор мутазилитов», ответом на которое стала книга ал-ХФаййафтЦа ал-ИнтисЦафр «Победа». Опровержению Ибн ар-Рафвандиф посвящены сочинения многих мыслителей (ал-Джуббаф’иф, ал-Аш‘ариф, ал-Мафтурифдиф и др.).

Ибн Рушд, Абуф ал-Валифд МухЦаммад (1126, Кордова — 1198, Марракеш) — крупнейший представитель арабского перипатетизма на Западе арабского мира. Под руководством отца, занимавшего должность кади (судьи), Ибн Рушд изучал фикх, филологию, позже — медицину, математику и философию. Был кади Севильи и Кордовы. В традиции известен как «Комментатор» Аристотеля. Среди собственных сочинений выделяются «Опровержение “ Опровержения” » — полемическое сочинение против ал-ГЦазафлиф в защиту философии — и «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией», повлиявшее на теорию «двух истин» на средневековом Западе. Полемизировал с ал-Фафрафбиф и Ибн Сифной, защищая «подлинный» аристотелизм.

Ибн Сифнаф, Абуф ‘Алиф ал-ХЦусайн (980, ок. Бухары — 1037, Хамадан) — выдающийся представитель арабского перипатетизма, известный врач. Отец и брат находились под влиянием исмаилизма, в частности «Братьев Чистоты». Изучал математику, логику, фикх. В раннем возрасте самостоятельно приступил к занятиям философией. Жил в столице Хорезма г. Гургандж, затем в Рейе, Хамадане (где провел в тюрьме четыре месяца и написал ХЦайй Ибн ЙакЦзЦафн) и Исфагане. Основное произведение — аш-Шифаф «Исцеление». Меньшие по объему ал-Ишафрафт ва ат-танбифхафт «Указания и наставления» написаны под конец жизни. Ряд его идей, в т.ч. учение о разделении самости и существования, учение об интуиции оказали существенное влияние на развитие философии на Востоке арабского мира, особенно в школе ишракизма (философии озарения). Доктрина разделения самости и существования была подвергнута критике Ибн Рушдом.

Ибн ал-ХЦакам, Хишафм Абуф МухЦаммад (ум. 795/796 или позже) — противоречивая фигура раннего периода. Считается, что беседы с ним стимулировали теоретизирование ал-‘Аллаффа. По некоторым сообщениям, первоначально придерживался взглядов джахмитов (приверженцев учений о вечности материального мира), по другим — дуалистов. Перешел в шиизм и стал видным представителем шиитского (имамитского) калама. Жил в эпоху шиитских имамов Джа‘фара асЦЦафдикЦа и Муфсы ал-КафзЦима (последнего признал немедленно после смерти Джа‘фара). Как считается, сформулировал основы шиитской концепции имамата. Исходя из того, что только тела обладают существованием, утверждал, что Бог — лучезарное трехмерное безместное тело. В его концепциях взаимопроникновения (мудафхФала) тел, скачка (тЦафра), антиатомизме исследователи видят источник схожих идей ан-НазЦзЦафма. По мере роста популярности мутазилизма влияние школы Хишафма Ибн ал-ХЦакама угасло. Сочинения не сохранились.

Ибн ХЦанбал, АхЦмад (780 — 855) — известный хадисовед, эпоним ханбализма, одного из четырех ныне действующих суннитских мазхабов фикха (правоведческих школ). Его последователем считал себя Ибн Таймиййа. Автор Муснада, одного из «шести достоверных сборников» хадисов, универсально признаваемых суннитской традицией.

Ибн ХЦарб, Джа‘фар Абуф ал-ФадЦл ал-ХамазФафниф (ум. 850) — представитель багдадской школы мутазилизма, ученик ал-‘Аллаффа и ал-Мурдафра. Следуя примеру своих учителей, придерживавшихся аскетизма, раздал значительное наследство бедным. Высказывания сохранились в фрагментах.

Ибн Хишафм, Джамафл ад-Дифн Абуф МухЦаммад ‘Абдаллафх (1310 — 1360) — известный факих и грамматик. Практически безвыездно жил в Каире. Пользовался высоким авторитетом как ученый. Ибн ХФалдуфн считает его редким примером совершенного знатока своего предмета. Наряду с МугЦниф ал-лабифб ‘ан кутуб ал-а‘африфб «Заменяющий проницательному книги по и‘рафбу», капитальным трудом, целью которого было охватить весь синтаксис арабского языка, написал КЦатЦр ан-надаф ва балл асЦЦадаф «Капли росы, утоляющие жажду» и ШузФуфр азФФахаб «Пылинки золота» с автокомментариями и др. сочинения.

Ибн ХЦунайн, Абуф Йа‘кЦуфб ИсхЦафкЦ (ум. 910/911, Багдад) — врач, знаток греческого, сирийского, арабского и персидского языков, подобно своему отцу ХЦунайну Ибн ИсхЦафкЦу переводчик античных авторов. Основное внимание, в отличие от отца, сосредоточил не на медицинских, а на философских сочинениях. Переводил Аристотеля, Платона, Галена, Николая Дамаскина, Александра Афродисийского и др.

Ал-Киндиф, Абуф Йуфсуф Йа‘кЦуфб Ибн ИсхЦафкЦ (ок. 801, Ирак — 866, Багдад) — первый представитель арабского перипатетизма, ученик мутазилитов и поклонник неопифагорейских идей. Наиболее значительное из сохранившихся сочинений — «О первой философии».

Ал-Кирмафниф, ХЦамифд ад-Дифн (X в. — после 1021) — систематизатор философской системы исмаилизма. Вероятно, был персом, выходцем из иранского города Кирмафн. В 1020/21 закончил РафхЦат ал-‘акЦл «Успокоение разума», свое основное и, видимо, последнее произведение. Автор трудов по отдельным философским проблемам, фикху, доктрине имамата, полемических сочинений. Для исмаилитов остается наиболее выдающимся авторитетом в вопросах философии. Фактическим комментарием на его «Успокоение разума» является Канз ал-валад «Сокровище отрока» Ибрафхифма Ибн ал-ХЦусайна ал-ХЦафмидиф (ум. 1161).

Ал-Кисаф’иф, Абуф ал-ХЦасан ‘Алиф Ибн Хамза (ок. 737 — 805) — известный филолог и декламатор Корана. Выходец из иранской семьи, рано переехал в Куфу. Наряду с Сифбавайхи, ученик ал-ХФалифля. В отличие от своего коллеги, делал акцент на фиксации живых образцов речи, а не их теоретической систематизации. Не отказываясь от кЦийафс «соизмерения» и других методологических приемов, в то же время в отличие от большинства филологов не стремился подвести все образцы речи под правила языка и не считал недопустимым то, что под них не подпадало. Этот подход составил отличительную черту методологии куфийской школы арабской филологии, основателями которой считаются ал-Кисаф’иф и его учитель ар-Ру’афсиф и которая отличалась от господствовавшей басрийской школы, дававшей картину арабского языка как абсолютно упорядоченной системы.

Ал-КЦуртЦубиф, Абуф ‘Абдаллафх МухЦаммад (ум. 1272) — хадисовед и правовед маликитской школы, автор одного из наиболее известных и почитаемых комментариев к Корану (ал-Джафми‘ ли-ахЦкафм ал-кЦур’афн ва ал-мубаййин ли-маф тадЦаммана мин ас-сунна ва ’афйафт ал-фуркЦафн «Собрание норм Корана и разъяснение содержащейся в нем сунны и стихов Писания»). Родился в арабской Испании, путешествовал, затем обосновался в верхнем Египте. Известен аскетизмом и благочестием.

Куфийцы, куфийская школа — школа классической арабской филологии, считавшая допустимыми реально существовавшие образцы речи, даже если они противоречили стройной системе правил классического арабского языка, и выступавшая в этом отношении оппонентом преобладавшей басрийской школы. См. также ал-Кисаф’иф.

Ал-ЛайсФ, Ибн ал-МузЦаффар (ум. 748) — филолог и факих. Ученик кади (судьи) Куфы КЦафсима Ибн Ма‘на, ученик и коллега ал-ХФалифля. Закончил основной лексикографический труд последнего Китафб ал-‘айн «Книга, [начинающаяся с буквы] ‘айн», являющийся первым словарем арабского языка. Многими считается его автором.

Му‘аммар Ибн ‘Аббафд ас-Суламиф (ум. 830) — мутазилит басрийской школы. Обсуждал все основные проблемы философии и политической доктрины. Наиболее известные ученики — Бишр Ибн ал-Му‘тамир, основатель багдадской школы калама, и Хишафм Ибн ‘Амр ал-ФуватЦийй. Дискутировал с ДЦирафром Ибн ‘Амром, ан-НазЦзЦафмом и другими мутазилитами. Сочинения по философии и естественным наукам не сохранились.

Ал-Мурдафр, Абуф Муфсаф ‘Ифсаф Ибн СЦубайхЦ (ум. 840/841) — мутазилит багдадской школы. Ученик Бишра Ибн ал-Му‘тамира. Дискутировал с современниками, в т. ч. с ал-‘Аллаффом. Писал по центральным вопросам мутазилитской мысли. Отличался аскетизмом. Ученики — Джа‘фар Ибн ХЦарб, Джа‘фар Ибн Мубашшир. Из многочисленных сочинений сохранились только фрагменты.

Мурджииты (от араб. мурджи’а «откладывающие») — общее название мыслителей, не выносивших определенного суждения о зависимости веры или неверия человека от его деяний, «откладывая» эту квалификацию до Судного дня и возлагая ее на Бога.

Муслим — Абуф ал-ХЦусайн Муслим Ибн ал-Хадджафдж (817 или 821 — 875), один из наиболее авторитетных хадисоведов в суннитской традиции. Его асЦЦахЦифхЦ «Достоверный» считается вторым после одноименного сборника ал-БухФафриф, а некоторыми, особенно на Западе арабского мира (например, Ибн ХЦазмом), ставится на первое место. Содержит около трех тысяч неповторяющихся хадисов, отобранных, как считается, из общего числа изначально собранных 300 тысяч.

Ан-НазЦзЦафм, Абуф ИсхЦафкЦ Ибрафхифм (ум. между 835 и 845) — известный мутазилит, племянник ал-‘Аллаффа. Учился в Басре, был причастен придворной жизни Багдада. Обладал поэтическим даром. Выдвинул ряд идей, отличающихся от общего круга мутазилитских представлений, с чем связывают падение его популярности. Выступал против атомизма. Учеником ан-НазЦзЦафма был ал-ДжафхЦизЦ, знаменитый мутазилит и литератор. Сочинения, за исключением нескольких фрагментов, утрачены.

Саадия Гаон (Са‘ифд Ибн Йуфсуф ал-Файйуфмиф) (882, Дилас, Египет — 942, Ирак) — один из первых еврейских философов средневековья. Ученик мутазилитов. Автор большого доксографического сочинения, работ по праву и теологии. Занимал должность гаона (председателя талмудических собраний) в Ираке, где в то время проживала наиболее многочисленная еврейская община.

АсЦЦафлихЦиф, Абуф ал-ХЦусайн МухЦаммад Ибн Муслим (IX в.) — представитель басрийской школы мутазилизма, приверженец СЦафлихЦа КЦуббы. В его теориях заметно стремление ограничить философский рационализм в пользу догматизации тезиса о божественном всемогуществе. Основной источник для реконструкции взглядов — МакЦафлафт ал-Аш‘ариф.

Сифбавайхи (ум. 796?) — автор Китафб «Книги», первой грамматики арабского языка. Биография и даже имя точно не установлены. Считается, что был персом и умер молодым. Изучал хадисы и фикх в Басре. Передают, что слабое знание арабского заставило его обратиться к грамматике. Части Китафб современные ученые считают принадлежащими ал-ХФалифлю, учителю Сифбавайхи. Влияние греческих и индийских источников на формирование арабской грамматики документально не зафиксировано, а сам строй грамматического мышления должен быть признан оригинальным.

Ас-Сухравардиф, Шихафб ад-Дифн ЙахЦйаф (1154, Сухравард — 1191, Алеппо) — представитель раннего ишракизма (философии озарения). Вероятно, умерщвлен по приказу айюбидского султана СЦалафхЦ ад-Дифна за пропаганду ишракистской политической доктрины. Основное произведение — ХЦикмат ал-ишрафкЦ «Мудрость озарения». В других: ат-ТалвифхЦафт ал-лавхЦиййа ва ал-‘аршиййа «Заметки Скрижали и Трона», ал-МукЦафвамафт «Оборения», ал-Машафри‘ ва ал-мутЦафрахЦафт «Истоки и вызовы» — ас-Сухравардиф, по собственному признанию, стоит на позициях перипатетиков. Хайафкил ан-нуфр «Храмы света» и ал-АлвафхЦ ал-‘имафдиййа «Имадовы скрижали» написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Аллегорические и мистические трактаты созданы на арабском и персидском, в их числе ал-ГЦурба ал-гЦарбиййа «В западне Запада», Рисафлат атЦЦайр «Трактат о птицах», ЛугЦат-и муфрафн «Язык муравьев» и др. Среди последователей — аш-Шахразуфриф, КЦутЦб ад-Дифн аш-Шифрафзиф, СЦадр ад-Дифн аш-Шифрафзиф.

АтЦЦабариф, ‘Абуф Джа‘фар МухЦаммад (ок. 839, Табаристан — 923, Багдад) — известный историк и комментатор Корана. В молодости много путешествовал по арабскому миру, встречаясь с учеными и работая в библиотеках. Собрал и сохранил достижения предшественников в области экзегетики и истории.

Ат-Тахафнавиф, МухЦаммад ‘Алиф — уроженец Индии, автор известного Кашшафф исЦтЦилафхЦафт ал-фунуфн «Тезауруса технических терминов» (1745), в котором собраны сведения по терминологии фикха, филологии, калама, перипатетизма и суфизма. Словарь остается существенным источником для современных ученых.

Ат-ТирмизФиф, Абуф ‘Ифсаф МухЦаммад (ум. ок. 892) — известный хадисовед, автор ас-Сунан «Сунна» — книги, которую суннитская традиция включает в число «шести достоверных сборников», составляющих универсально признаваемую сунну. Считается учеником ал-БухФафриф. Много путешествовал в поисках хадисов, встречался с авторитетными современниками, такими, как Ибн ХЦанбал и Абуф Дафвуд.

АтЦЦуфсиф, НасЦифр ад-Дифн (1201, Хорасан — 1274, Багдад) — известный ученый, математик и философ. Считается, что был шиитом-имамитом, хотя питал (или делал вид, что питал) и исмаилитские симпатии. Прожил богатую событиями жизнь. Основал знаменитую обсерваторию в Мараге. В философии известен прежде всего как автор АхФлафкЦ-и НафсЦириф «Насирова этика», продолжающей античную традицию сочинений о нравах. Комментировал ал-Ишафрафт ва ат-танбифхафт «Указания и наставления» Ибн Сифны.

Ал-Фафрафбиф, Абуф НасЦр (ок. 878 — ок. 950, Дамаск) — известный представитель арабского перипатетизма. Отец, вероятно, принадлежал к тюркской гвардии халифа. О роли в традиции свидетельствует почетное прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля): ему принадлежат (или приписываются) многочисленные сочинения по аристотелевской логике. Известен как автор Китафб ’афраф’ ’ахл ал-мадифна ал-фафдЦила «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Комментировал аристотелевскую «Метафизику», использовал неоплатонизм в конструировании системы «правильных» метафизических взглядов, однако более адекватно собственная метафизика представлена концепцией разделения самости и существования, развитой впоследствии Ибн Сифной.

Ал-Фафрисиф, Абуф ‘Алиф ал-ХЦасан Ибн ‘Алиф (900, Фаса, Иран — 987, Багдад) — выдающийся филолог, ученик Ибн ас-Саррафджа и аз-Задджафджа, в течение более сорока лет наставник Ибн Джинниф. Племянник ал-Фафрисиф стал учителем выдающегося ‘Абд ал-КЦафхира ал-Джурджафниф. Питал симпатии к мутазилизму. Автор многочисленных сочинений, наиболее известное среди которых — ал-ИфдЦафхЦ фиф ан-нахЦв «Разъяснение грамматики».

Ал-ФуватЦийй, Хишафм Ибн ‘Амр (ум. до 833?, Багдад) — басрийский мутазилит, ученик ал-‘Аллаффа и Му‘аммара, учитель ‘Аббафда. Оказал определенное влияние на ал-Аш‘ариф. Сочинения не сохранились, взгляды известны по доксографическим сообщениям.

Ал-ХФаййафтЦ, Абуф ал-ХЦусайн ‘Абд ар-РахЦифм (ок. 835 — ок. 913) — наиболее выдающийся представитель багдадской школы мутазилитов своего времени. Активный оппонент Ибн ар-Рафвандиф, опровержению книг которого посвятил несколько сочинений. Пользовался почти непререкаемым авторитетом. Против него выступил ал-Джуббаф’иф, оспоривший тезис относительно утвержденности вещей до существования. Наиболее известные ученики — МухЦаммад Ибн ‘Умар асЦЦаймариф и Абуф ал-КЦафсим ал-Ка‘биф ал-БалхФиф.

Ал-ХФалифл, Ибн АхЦмад Ибн ‘Амр Ибн Тамифм ал-Фарафхифдиф (ум. между 776 и 791, Басра) — фактический основатель классической арабской филологии. Ученик видного факиха Аййуфба ас-СахФтийафниф. Опираясь на разработки предшественников, заложил начала грамматики, просодии, лексикологии. Сочинения немногочисленны. Как считают исследователи, ему принадлежат части «Книги» (Китафб) Сифбавайхи. Помимо последнего его известными учениками были ал-АсЦма‘иф и ал-ЛайсФ.

Хариджиты (от араб. хФавафридж «вышедшие») — мусульмане, не согласившиеся на решение тяжбы о власти между ‘Алиф и Абуф ТЦафлибом на третейском суде и выступившие против обоих. В дальнейшем значение термина расширилось и он прилагался ко всем, кто выступал против узаконенных мусульманских правителей. Теоретическая разработка позиции хариджитов требовала уделить основное внимание проблемам этики, хотя они высказывались и по другим вопросам.

Аш-Шахразуфриф, Шамс ад-Дифн МухЦаммад Ибн МахЦмуфд (XIII в.) — видный представитель ишракизма. Создал биографическое сочинение о 122 философах античности и исламского периода (Нузхат ал-арвафхЦ ва равдЦат ал-афрафхЦ фиф та’рифхФ ал-хЦукамаф’ ва ал-фалафсифа «Отрада душ и источник радостей, повествующий о жизни мудрецов и философов»), которое служит основным источником сведений о жизни ас-Сухравардиф. Написал комментарии к ХЦикмат ал-ишрафкЦ «Мудрость озарения» и ат-ТалвифхЦафт ал-лавхЦиййа ва ал-‘аршиййа «Заметки Скрижали и Трона» последнего. Считал себя «хранителем» (кЦаййим) знания, содержащегося в ХЦикмат ал-ишрафкЦ. Создал также Расаф’ил аш-шаджара ал-’илафхиййа «Трактаты божественного древа» — сочинение, в котором изложил сумму современного ему философского и научного знания.