А.В.Смирнов. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001 | вверх |
(с) А.Смирнов 2001
‘Аббад Ибн Сулайман ас-Саймари (или ад-Даймари, ум. ок. 864) —один из басрийских мутазилитов, ученик ал-Фуватиййа. Критиковал положения басрийской школы, сформулированные ал-‘Аллафом. Основной источник для изучения взглядов — Макалат ал-Аш‘ари.
Ал-Азхари, Абу Мансур Мухаммад Ибн Ахмад Ибн ал-Азхар (895, Герат — 980, Герат) — известный лексикограф. Ученик своего соотечественника ал-Мунзири, в Багдаде испытал влияние филологов аз-Задджаджа и Ибн Дурайда. Во время двухлетнего пленения бедуинами-карматами изучал их язык, сохранивший, как считалось, чистоту изначального арабского. Основные работы — по лексикологии. Автор Тахзиб ал-луга «Упорядочение языка», словаря, который Ибн Манзур использовал при составлении своего Лисан ал-‘араб «Язык арабов».
Ал-‘Аллаф, Абу ал-Хузайл (между 748 и 753, Басра — между 842 и 850, Багдад) — один из первых мутазилитов, сформулировавший свое учение в последовательной теоретической форме. Через ‘Усмана ат-Тавила познакомился со взглядами Васила Ибн ‘Ата’, которого считают родоначальником мутазилитской мысли. Оппонировал Хишаму Ибн ал-Хакаму. Высказался практически по всем принципиальным философским вопросам. Среди учеников — ан-Наззам, аш-Шаххам и др. Влияние Абу ал-Хузайла на построение своих доктрин признавал ал-Джубба’и.
Ал-Ахфаш («Страдающий дневной слепотой») — прозвище ряда филологов и хадисоведов. Наибольшей известностью пользуется Абу ал-Хасан Са‘ид Ибн Мас‘ада (ум. 825 или 835). Уроженец Балха и ученик мутазилита Абу Шамра и филолога Сибавайхи, популяризатор «Книги» (Китаб) последнего. Собственные сочинения не сохранились.
Ал-Аш‘ари, Абу ал-Хасан (873/874, Басра — 935/936, Багдад) — первоначально видный мутазилит, ученик ал-Джубба’и. В 912/13 под влиянием, как считает традиция, прямого внушения Мухаммеда, явившегося ему в видении, отказался от мутазилитских учений по ряду вопросов, сохранив (по той же причине) верность каламу как системе рационалистической аргументации. Эпоним ашаризма, позднего калама, отличающегося от мутазилизма как по ряду пунктов учения, так и фактическим запретом на обсуждение целого комплекса проблем, составлявших предмет живой дискуссии мутазилитов. Благодаря такой догматизации ашаризм утерял философский дух, присущий раннему каламу, и сблизился с вероучением (‘акида) и в целом с традиционалистским направлением мусульманской мысли. Автор ряда сочинений, в том числе доксографического Макалат ал-исламиййин ва ихтилаф ал-мусаллин «Высказывания людей ислама и разногласия вершащих молитву», основного источника по ранней мусульманской мысли и доашаритскому мутазилизму.
Ал-Багдади, ‘Абд ал-Кахир Ибн Тахир Абу Мансур (ум. 1037) — видный факих и мутакаллим, большую часть жизни прожил в Нишапуре, где преподавал классические (фикх, калам) и иные (арифметика) науки. Помимо ’Усул ад-дин «Основы религии», содержащей систематическое изложение доктрины, вопросов калама и фикха, которые автор считает правильными, и упоминающей иные взгляды различных сект по этим вопросам, ал-Багдади написал также Китаб ал-милал ва ан-нихал «Вероисповедания и секты» (утрачена) и полемическое сочинение ал-Фарк байна ал-фирак «Различия между сектами».
Ал-Бакиллани (Ибн ал-Бакиллани), Абу Бакр Мухаммад Ибн ат-Таййиб (ум. 1013) — видный представитель калама, считается систематизатором ашаризма. Уроженец Басры, большую часть жизни провел в Багдаде. Учился у учеников ал-Аш‘ари, известен как преподаватель и участник диспутов. Занимал должность кади (судьи). Помимо ал-Инсаф фи-ма йаджиб и‘тикаду-ху ва ла йаджуз ал-джахл би-хи «Правильное изложение того, что следует исповедовать и чего нельзя не знать» сохранилось пять его трудов (известно более 50), в т.ч. И‘джаз ал-кур’ан «Неподражаемость Корана», считающееся классическим сочинением на эту тему.
Бишр Ибн ал-Му‘тамир (ум.825 — 840) — уроженец Багдада и основатель багдадской школы раннего калама, учитель ал-Мурдара. С мутазилизмом познакомился в Басре, где встречался с коллегами основателя этого течения Васила Ибн ‘Ата’. По возвращении в Багдад за пропаганду своих взглядов заключен Харуном ар-Рашидом в тюрьму, но вскоре освобожден. Высказывания по основным вопросам метафизики, гносеологии, физики и этики известны по сохранившимся фрагментам.
Ал-Бухари, Мухаммад Ибн Исма‘ил (810 — 870) — наиболее авторитетный хадисовед в суннитской традиции. С десяти лет изучал хадисы — рассказы о поступках и делах Мухаммеда. В шестнадцать отправился в паломничество в Мекку, затем много путешествовал по исламскому миру в поисках хадисов. Говорил, что записывал со слов тысячи передатчиков. Был обвинен в отходе от подлинной веры за то, что считал декламацию Корана сотворенной, признавая сам Коран несотворенным, и был вынужден уехать в Бухару. Считается, что его ас-Сахих «Достоверный» отобран из 600 тысяч хадисов. Сборник включает 97 книг (3450 глав). Общее число хадисов 7393, без повторов — 2762.
Ал-Джалалайн, Тафсир ал-имамайн ал-Джалалайн («Комментарий двух Джалалей») — один из наиболее авторитетных филологических комментариев к Корану в суннитской традиции. Составлен двумя учеными, имя которых содержит Джалал ад-Дин «Величие религии»: Джалал ад-Дином ал-Махалли (1389, Каир — 1459, Каир) и его знаменитым учеником Джалал ад-Дином ас-Суйути (1445, Каир — 1505, Каир).
Джахм Ибн Сафван, Абу Мухриз (казнен 746) — ранний мыслитель, эпоним джахмизма, одного из течений в каламе. Во имя установления правления «в соответствии с Писанием и сунной» участвовал в восстании против омейядского наместника Хорасана, за что был казнен. Известен рядом экстравагантных тезисов, например, о сотворенности Корана. По-видимому, они все же были следствиями целостных учений; так, невечность рая и ада вытекает из конечности человеческих действий, автономность которых полностью отрицается. Считается, что выступал против приписывания Богу антропоморфных атрибутов. Взгляды известны по доксографическим сообщениям.
Ал-Джубба’и, Абу ‘Али Мухаммад Ибн ‘Абд ал-Ваххаб (ум. 915/916) — глава басрийских мутазилитов, сменивший в этом качестве ал-‘Аллафа и аш-Шаххама. Выступал с критикой ан-Наззама и ал-Джахиза. Его учениками были его сын Абу Хашим и ал-Аш‘ари. Последний разошелся во взглядах с учителем и основал ашаритскую школу калама. Сочинения ал-Джубба’и до нас не дошли. Основной источник для изучения его взглядов — Макалат ал-Аш‘ари.
Ал-Джурджани, ‘Абд ал-Кахир (ум.1078) — выдающийся филолог, сформулировавший многие основополагающие положения классической арабской риторики и оказавший значительное влияние на кристаллизацию ее терминологии. Сыграл существенную роль в становлении арабской эстетики. Основные сочинения — Асрар ал-балага фи ‘илм ал-байан «Тайны красноречия в науке об изъяснении» и Дала’ил ал-и‘джаз фи ‘илм ал-ма‘ани «Доказательства непревзойденности в науке о смыслах». Имеет также работы по грамматике.
Дирар Ибн ‘Амр ал-Гатафани ал-Куфи (ум. 2-й век хиджры) — один из ранних мутазилитов, жил в период до оформления басрийской и багдадской школ мутазилизма. Инициировал некоторые теории, которым была суждена долгая жизнь в каламе, в частности, теорию «двух действователей» и «присвоения» (касб) человеком поступков, творимых Богом. Отрицал возможность видения Бога обычными органами чувств; чтобы объяснить положения вероучения относительно видения Бога в Судный день, считал, что для этого будет сотворено шестое чувство.
Аз-Замахшари, Махмуд Ибн ‘Умар (1075 — 1144) — выдающийся филолог и литератор, автор известного мутазилитского «Комментария» (Кашшаф) к Корану. Большую часть жизни провел в столице Хорезма г.Гургандж. Учился филологии и фикху, имел видных учеников-филологов. Основные сочинения — по филологии, в том числе капитальный ал-Муфассал «Подробное изложение», ставший авторитетным источником для последующих поколений ученых.
Зейдиты — ветвь шиитов-имамитов, признавших имамат Зайда Ибн ‘Али (ум.732), брата пятого шиитского имама Мухаммада ал-Бакира.
Ибн ‘Араби, Мухйи ад-Дин (1165, Мурсия — 1240, Дамаск) — знаменитый суфийский философ, мистик и поэт. Известен как «Великий шейх» (аш-Шайх ал-акбар) и автор концепции, названной позже «единство существования» (вахдат ал-вуджуд). Путешествовал по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хадж, посетил Египет и Малую Азию, с 1223 жил в Дамаске. Был знаком с идеями и сочинениями предшественников-суфиев. Прослеживаются прямые и косвенные связи со взглядами ал-Газали. Сохранились свидетельства контактов с ИбнРушдом и другими выдающимися мыслителями того времени. Влияние Ибн‘Араби испытали едва ли не все известные суфийские авторы, а также представители других течений мысли, более прочих — ишракизма. Важнейшими для понимания его философии являются ал-Футухат ал-маккиййа «Мекканские откровения» и Фусус ал-хикам «Геммы мудрости».
Ибн ал-’Асир, Маджд ад-Дин Абу ас-Са‘адат ал-Мубарак (1149 — 1210) — известный хадисовед, факих и лексикограф. Прожив в Мосуле всю жизнь, служил у правителя этого города Гази Ибн Мавдуда и его преемников. Автор известного сборника хадисов Джами‘ ал-усул «Сборник основ». Его ан-Нихайа фи гариб ал-хадис «Словарь редких слов и выражений, встречающихся в хадисах» был использован Ибн Манзуром при составлении словаря Лисан ал-‘араб «Язык арабов».
Ибн Джанах, Абу ал-Валид Марван (евр. Йонах) (ок. 990, Кордова— ок. 1040, Сарагосса) — средневековый еврейский грамматик и лексикограф (писал на арабском), автор работ по логике и фармакологии.
Ибн Джинни, Абу ал-Фатх ‘Усман (913, Мосул — 1002) — известный оригинальностью концепций средневековый филолог. Сын греческого раба. Ученик ал-Фариси, друг и комментатор выдающегося поэта ал-Мутанабби. Начальник канцелярии двух правителей. Занимал промежуточную позицию между басрийской и куфийской школами — основными направлениями классической арабской филологии. Считается родоначальником этимологии (ал-иштикак ал-акбар) и величайшим авторитетом по морфологии (тасриф букв. «спряжение и склонение»). Основные сочинения — Сирр сина‘ат ал-и‘раб «Тайна искусства и‘раба» и ал-Хаса’ис фи ‘илм ’усул ал-‘арабиййа «Особенное в науке об основах арабского языка».
Ибн Йа‘иш, Муваффак ад-Дин ал-Халаби (1158, Алеппо — 1245, Алеппо) — филолог басрийской школы. Изучал грамматику и хадисоведение в Алеппо, Мосуле и Дамаске. У него учились историки Ибн Халликан и Йакут. Наиболее известное сочинение — обширный Шарх ал-Муфассал «Разъяснение "Подробного изложения"» аз-Замахшари.
Ибн Касир, ‘Имад ад-Дин (1300, Босра, Сирия — 1373, Дамаск) — известный историк и хадисовед. Его «Комментарий» (Тафсир) к Корану носит в основном филологический характер.
Ибн Манзур, Мухаммад Ибн Мукаррам (1233 — 1311/1312) — автор наиболее известного словаря средневекового арабского языка. Занимал должность кади (судьи) г.Триполи в Северной Африке и чиновника правительственной канцелярии. Отличался склонностью к составлению кратких версий обширных сочинений (Китаб ал-агани «Книга песен» ал-Исфахани и др.). Его Лисан ал-‘араб «Язык арабов» (1290) опирается на лексикографические работы предшественников: ал-Азхари, Ибн Сиды, ал-Джавхари, Ибн Барри, аз-Захаби и др.
Ибн ар-Раванди, Абу ал-Хусайн Ахмад (IXв.—Xв.) — противоречивая фигура в ранней мусульманской мысли. Первоначально приверженец мутазилизма, затем отошел от него и подверг критике за непоследовательность и абсурдность выводов, характерные, по его мнению, для этого течения. Некоторые приписывают ему переход в шиизм, а затем и принятие вольнодумия (зандака), хотя мутазилиты утверждали, что под конец жизни он вернулся в лоно их учения. Основное полемическое сочинение против мутазилитов — Фадихат ал-му‘тазила «Позор мутазилитов», ответом на которое стала книга ал-Хаййата ал-Интисар «Победа». Опровержению Ибн ар-Раванди посвящены сочинения многих мыслителей (ал-Джубба’и, ал-Аш‘ари, ал-Матуриди и др.).
Ибн Рушд, Абу ал-Валид Мухаммад (1126, Кордова — 1198, Марракеш) — крупнейший представитель арабского перипатетизма на Западе арабского мира. Под руководством отца, занимавшего должность кади (судьи), Ибн Рушд изучал фикх, филологию, позже — медицину, математику и философию. Был кади Севильи и Кордовы. В традиции известен как «Комментатор» Аристотеля. Среди собственных сочинений выделяются «Опровержение “ Опровержения” » — полемическое сочинение против ал-Газали в защиту философии — и «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией», повлиявшее на теорию «двух истин» на средневековом Западе. Полемизировал с ал-Фараби и Ибн Синой, защищая «подлинный» аристотелизм.
Ибн Сина, Абу ‘Али ал-Хусайн (980, ок. Бухары — 1037, Хамадан)— выдающийся представитель арабского перипатетизма, известный врач. Отец и брат находились под влиянием исмаилизма, в частности «Братьев Чистоты». Изучал математику, логику, фикх. В раннем возрасте самостоятельно приступил к занятиям философией. Жил в столице Хорезма г. Гургандж, затем в Рейе, Хамадане (где провел в тюрьме четыре месяца и написал Хайй Ибн Йакзан) и Исфагане. Основное произведение — аш-Шифа’ «Исцеление». Меньшие по объему ал-Ишарат ва ат-танбихат «Указания и наставления» написаны под конец жизни. Ряд его идей, в т.ч. учение о разделении самости и существования, учение об интуиции оказали существенное влияние на развитие философии на Востоке арабского мира, особенно в школе ишракизма (философии озарения). Доктрина разделения самости и существования была подвергнута критике Ибн Рушдом.
Ибн ал-Хакам, Хишам Абу Мухаммад (ум.795/796 или позже) — противоречивая фигура раннего периода. Считается, что беседы с ним стимулировали теоретизирование ал-‘Аллафа. По некоторым сообщениям, первоначально придерживался взглядов джахмитов (приверженцев учений о вечности материального мира), по другим — дуалистов. Перешел в шиизм и стал видным представителем шиитского (имамитского) калама. Жил в эпоху шиитских имамов Джа‘фара ас-Садика и Мусы ал-Казима (последнего признал немедленно после смерти Джа‘фара). Как считается, сформулировал основы шиитской концепции имамата. Исходя из того, что только тела обладают существованием, утверждал, что Бог — лучезарное трехмерное безместное тело. В его концепциях взаимопроникновения (мудахала) тел, скачка (тафра), антиатомизме исследователи видят источник схожих идей ан-Наззама. По мере роста популярности мутазилизма влияние школы Хишама Ибн ал-Хакама угасло. Сочинения не сохранились.
Ибн Ханбал, Ахмад (780 — 855) — известный хадисовед, эпоним ханбализма, одного из четырех ныне действующих суннитских мазхабов фикха (правоведческих школ). Его последователем считал себя Ибн Таймиййа. Автор Муснада, одного из «шести достоверных сборников» хадисов, универсально признаваемых суннитской традицией.
Ибн Харб, Джа‘фар Абу ал-Фадл ал-Хамазани (ум. 850) — представитель багдадской школы мутазилизма, ученик ал-‘Аллафа и ал-Мурдара. Следуя примеру своих учителей, придерживавшихся аскетизма, раздал значительное наследство бедным. Высказывания сохранились в фрагментах.
Ибн Хишам, Джамал ад-Дин Абу Мухаммад ‘Абдаллах (1310 — 1360) — известный факих и грамматик. Практически безвыездно жил в Каире. Пользовался высоким авторитетом как ученый. Ибн Халдун считает его редким примером совершенного знатока своего предмета. Наряду с Мугни ал-лабиб ‘ан кутуб ал-а‘ариб «Заменяющий проницательному книги по и‘рабу», капитальным трудом, целью которого было охватить весь синтаксис арабского языка, написал Катр ан-нада ва балл ас-сада «Капли росы, утоляющие жажду» и Шузур аз-захаб «Пылинки золота» с автокомментариями и др. сочинения.
Ибн Хунайн, Абу Йа‘куб Исхак (ум. 910/911, Багдад) — врач, знаток греческого, сирийского, арабского и персидского языков, подобно своему отцу Хунайну Ибн Исхаку переводчик античных авторов. Основное внимание, в отличие от отца, сосредоточил не на медицинских, а на философских сочинениях. Переводил Аристотеля, Платона, Галена, Николая Дамаскина, Александра Афродисийского и др.
Ал-Кинди, Абу Йусуф Йа‘куб Ибн Исхак (ок.801, Ирак — 866, Багдад) — первый представитель арабского перипатетизма, ученик мутазилитов и поклонник неопифагорейских идей. Наиболее значительное из сохранившихся сочинений — «О первой философии».
Ал-Кирмани, Хамид ад-Дин (Xв. — после 1021) — систематизатор философской системы исмаилизма. Вероятно, был персом, выходцем из иранского города Кирман. В 1020/21 закончил Рахат ал-‘акл «Успокоение разума», свое основное и, видимо, последнее произведение. Автор трудов по отдельным философским проблемам, фикху, доктрине имамата, полемических сочинений. Для исмаилитов остается наиболее выдающимся авторитетом в вопросах философии. Фактическим комментарием на его «Успокоение разума» является Канз ал-валад «Сокровище отрока» Ибрахима Ибн ал-Хусайна ал-Хамиди (ум.1161).
Ал-Киса’и, Абу ал-Хасан ‘Али Ибн Хамза (ок.737 — 805) — известный филолог и декламатор Корана. Выходец из иранской семьи, рано переехал в Куфу. Наряду с Сибавайхи, ученик ал-Халиля. В отличие от своего коллеги, делал акцент на фиксации живых образцов речи, а не их теоретической систематизации. Не отказываясь от кийас «соизмерения» и других методологических приемов, в то же время в отличие от большинства филологов не стремился подвести все образцы речи под правила языка и не считал недопустимым то, что под них не подпадало. Этот подход составил отличительную черту методологии куфийской школы арабской филологии, основателями которой считаются ал-Киса’и и его учитель ар-Ру’аси и которая отличалась от господствовавшей басрийской школы, дававшей картину арабского языка как абсолютно упорядоченной системы.
Ал-Куртуби, Абу ‘Абдаллах Мухаммад (ум.1272) — хадисовед и правовед маликитской школы, автор одного из наиболее известных и почитаемых комментариев к Корану (ал-Джами‘ ли-ахкам ал-кур’ан ва ал-мубаййин ли-ма тадаммана мин ас-сунна ва ’айат ал-фуркан «Собрание норм Корана и разъяснение содержащейся в нем сунны и стихов Писания»). Родился в арабской Испании, путешествовал, затем обосновался в верхнем Египте. Известен аскетизмом и благочестием.
Куфийцы, куфийская школа — школа классической арабской филологии, считавшая допустимыми реально существовавшие образцы речи, даже если они противоречили стройной системе правил классического арабского языка, и выступавшая в этом отношении оппонентом преобладавшей басрийской школы. См. также ал-Киса’и.
Ал-Лайс
, Ибн ал-Музаффар (ум.748) — филолог и факих. Ученик кади (судьи) Куфы Касима Ибн Ма‘на, ученик и коллега ал-Халиля. Закончил основной лексикографический труд последнего Китаб ал-‘айн «Книга, [начинающаяся с буквы] ‘айн», являющийся первым словарем арабского языка. Многими считается его автором.Му‘аммар Ибн ‘Аббад ас-Сулами (ум.830) — мутазилит басрийской школы. Обсуждал все основные проблемы философии и политической доктрины. Наиболее известные ученики — Бишр Ибн ал-Му‘тамир, основатель багдадской школы калама, и Хишам Ибн ‘Амр ал-Фуватийй. Дискутировал с Дираром Ибн ‘Амром, ан-Наззамом и другими мутазилитами. Сочинения по философии и естественным наукам не сохранились.
Ал-Мурдар
, Абу Муса ‘Иса Ибн Субайх (ум.840/841) — мутазилит багдадской школы. Ученик Бишра Ибн ал-Му‘тамира. Дискутировал с современниками, в т.ч. с ал-‘Аллафом. Писал по центральным вопросам мутазилитской мысли. Отличался аскетизмом. Ученики — Джа‘фар Ибн Харб, Джа‘фар Ибн Мубашшир. Из многочисленных сочинений сохранились только фрагменты.Мурджииты
(от араб. мурджи’а «откладывающие») — общее название мыслителей, не выносивших определенного суждения о зависимости веры или неверия человека от его деяний, «откладывая» эту квалификацию до Судного дня и возлагая ее на Бога.Муслим
— Абу ал-Хусайн Муслим Ибн ал-Хадджадж (817 или 821— 875), один из наиболее авторитетных хадисоведов в суннитской традиции. Его ас-Сахих «Достоверный» считается вторым после одноименного сборника ал-Бухари, а некоторыми, особенно на Западе арабского мира (например, Ибн Хазмом), ставится на первое место. Содержит околотрех тысяч неповторяющихся хадисов, отобранных, как считается, из общего числа изначально собранных 300 тысяч.Ан-Наззам
, Абу Исхак Ибрахим (ум. между 835 и 845) — известный мутазилит, племянник ал-‘Аллафа. Учился в Басре, был причастен придворной жизни Багдада. Обладал поэтическим даром. Выдвинул ряд идей, отличающихся от общего круга мутазилитских представлений, с чем связывают падение его популярности. Выступал против атомизма. Учеником ан-Наззама был ал-Джахиз, знаменитый мутазилит и литератор. Сочинения, за исключением нескольких фрагментов, утрачены.Саадия Гаон
(Са‘ид Ибн Йусуф ал-Файйуми) (882, Дилас, Египет— 942, Ирак) — один из первых еврейских философов средневековья. Ученик мутазилитов. Автор большого доксографического сочинения, работ по праву и теологии. Занимал должность гаона (председателя талмудических собраний) в Ираке, где в то время проживала наиболее многочисленная еврейская община.Ас-Салихи
, Абу ал-Хусайн Мухаммад Ибн Муслим (IXв.) — представитель басрийской школы мутазилизма, приверженец Салиха Куббы. В его теориях заметно стремление ограничить философский рационализм в пользу догматизации тезиса о божественном всемогуществе. Основной источник для реконструкции взглядов — Макалат ал-Аш‘ари.Сибавайхи
(ум.796?) — автор Китаб «Книги», первой грамматики арабского языка. Биография и даже имя точно не установлены. Считается, что был персом и умер молодым. Изучал хадисы и фикх в Басре. Передают, что слабое знание арабского заставило его обратиться к грамматике. Части Китаб современные ученые считают принадлежащими ал-Халилю, учителю Сибавайхи. Влияние греческих и индийских источников на формирование арабской грамматики документально не зафиксировано, а сам строй грамматического мышления должен быть признан оригинальным.Ас-Сухраварди
, Шихаб ад-Дин Йахйа (1154, Сухравард — 1191, Алеппо) — представитель раннего ишракизма (философии озарения). Вероятно, умерщвлен по приказу айюбидского султана Салах ад-Дина за пропаганду ишракистской политической доктрины. Основное произведение — Хикмат ал-ишрак «Мудрость озарения». В других: ат-Талвихат ал-лавхиййа ва ал-‘аршиййа «Заметки Скрижали и Трона», ал-Мукавамат «Оборения», ал-Машари‘ ва ал-мутарахат «Истоки и вызовы» — ас-Сухраварди, по собственному признанию, стоит на позициях перипатетиков. Хайакил ан-нур «Храмы света» и ал-Алвах ал-‘имадиййа «Имадовы скрижали» написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Аллегорические и мистические трактаты созданы на арабском и персидском, в их числе ал-Гурба ал-гарбиййа «В западне Запада», Рисалат ат-тайр «Трактат о птицах», Лугат-и муран «Язык муравьев» и др. Среди последователей — аш-Шахразури, Кутб ад-Дин аш-Ширази, Садр ад-Дин аш-Ширази.Ат-Табари
, ‘Абу Джа‘фар Мухаммад (ок.839, Табаристан — 923, Багдад) — известный историк и комментатор Корана. В молодости много путешествовал по арабскому миру, встречаясь с учеными и работая в библиотеках. Собрал и сохранил достижения предшественников в области экзегетики и истории.Ат-Таханави
, Мухаммад ‘Али — уроженец Индии, автор известного Кашшаф истилахат ал-фунун «Тезауруса технических терминов» (1745), в котором собраны сведения по терминологии фикха, филологии, калама, перипатетизма и суфизма. Словарь остается существенным источником для современных ученых.Ат-Тирмизи
, Абу ‘Иса Мухаммад (ум. ок.892) — известный хадисовед, автор ас-Сунан «Сунна» — книги, которую суннитская традиция включает в число «шести достоверных сборников», составляющих универсально признаваемую сунну. Считается учеником ал-Бухари. Много путешествовал в поисках хадисов, встречался с авторитетными современниками, такими, как Ибн Ханбал и Абу Давуд.Ат-Туси
, Насир ад-Дин (1201, Хорасан — 1274, Багдад) — известный ученый, математик и философ. Считается, что был шиитом-имамитом, хотя питал (или делал вид, что питал) и исмаилитские симпатии. Прожил богатую событиями жизнь. Основал знаменитую обсерваторию в Мараге. В философии известен прежде всего как автор Ахлак-и Насири «Насирова этика», продолжающей античную традицию сочинений о нравах. Комментировал ал-Ишарат ва ат-танбихат «Указания и наставления» Ибн Сины.Ал-Фараби
, Абу Наср (ок.878 — ок.950, Дамаск) — известный представитель арабского перипатетизма. Отец, вероятно, принадлежал к тюркской гвардии халифа. О роли в традиции свидетельствует почетное прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля): ему принадлежат (или приписываются) многочисленные сочинения по аристотелевской логике. Известен как автор Китаб ’ара’ ’ахл ал-мадина ал-фадила «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Комментировал аристотелевскую «Метафизику», использовал неоплатонизм в конструировании системы «правильных» метафизических взглядов, однако более адекватно собственная метафизика представлена концепцией разделения самости и существования, развитой впоследствии Ибн Синой.Ал-Фариси
, Абу ‘Али ал-Хасан Ибн ‘Али (900, Фаса, Иран — 987, Багдад) — выдающийся филолог, ученик Ибн ас-Сарраджа и аз-Задджаджа, в течение более сорока лет наставник Ибн Джинни. Племянник ал-Фариси стал учителем выдающегося ‘Абд ал-Кахира ал-Джурджани. Питал симпатии к мутазилизму. Автор многочисленных сочинений, наиболее известное среди которых — ал-Идах фи ан-нахв «Разъяснение грамматики».Ал-Фуватийй
, Хишам Ибн ‘Амр (ум. до 833?, Багдад) — басрийский мутазилит, ученик ал-‘Аллафа и Му‘аммара, учитель ‘Аббада. Оказал определенное влияние на ал-Аш‘ари. Сочинения не сохранились, взгляды известны по доксографическим сообщениям.Ал-Хаййат
, Абу ал-Хусайн ‘Абд ар-Рахим (ок.835 — ок.913) — наиболее выдающийся представитель багдадской школы мутазилитов своего времени. Активный оппонент Ибн ар-Раванди, опровержению книг которого посвятил несколько сочинений. Пользовался почти непререкаемым авторитетом. Против него выступил ал-Джубба’и, оспоривший тезис относительно утвержденности вещей до существования. Наиболее известные ученики — Мухаммад Ибн ‘Умар ас-Саймари и Абу ал-Касим ал-Ка‘би ал-Балхи.Ал-Халил
, Ибн Ахмад Ибн ‘Амр Ибн Тамим ал-Фарахиди (ум. между 776 и 791, Басра) — фактический основатель классической арабской филологии. Ученик видного факиха Аййуба ас-Сахтийани. Опираясь на разработки предшественников, заложил начала грамматики, просодии, лексикологии. Сочинения немногочисленны. Как считают исследователи, ему принадлежат части «Книги» (Китаб) Сибавайхи. Помимо последнего его известными учениками были ал-Асма‘и и ал-Лайс.Хариджиты
(от араб. хаваридж «вышедшие») — мусульмане, не согласившиеся на решение тяжбы о власти между ‘Али и Абу Талибом на третейском суде и выступившие против обоих. В дальнейшем значение термина расширилось и он прилагался ко всем, кто выступал против узаконенных мусульманских правителей. Теоретическая разработка позиции хариджитов требовала уделить основное внимание проблемам этики, хотя они высказывались и по другим вопросам.Аш-Шахразури
, Шамс ад-Дин Мухаммад Ибн Махмуд (XIIIв.) — видный представитель ишракизма. Создал биографическое сочинение о 122 философах античности и исламского периода (Нузхат ал-арвах ва равдат ал-афрах фи та’рих ал-хукама’ ва ал-фаласифа «Отрада душ и источник радостей, повествующий о жизни мудрецов и философов»), которое служит основным источником сведений о жизни ас-Сухраварди. Написал комментарии к Хикмат ал-ишрак «Мудрость озарения» и ат-Талвихат ал-лавхиййа ва ал-‘аршиййа «Заметки Скрижали и Трона» последнего. Считал себя «хранителем» (каййим) знания, содержащегося в Хикмат ал-ишрак. Создал также Раса’ил аш-шаджара ал-’илахиййа «Трактаты божественного древа» — сочинение, в котором изложил сумму современного ему философского и научного знания.