Статья опубликована в "Новой философской энциклопедии" (М.:Мысль, 2000 г.)
(с) А.Смирнов 2000, 2001
  вверх

АКЦИДЕНЦИЯ в арабо-мусульманской философии выражается терминами «‘арадÖ», «‘аôридÖ» и, как правило, противопоставляется субстанции (джавхар) или телу (джисм).

В мутазилизме акциденция логически вторична в отношении понятия «смысл» (ма‘нан). Некоторые мутазилиты считали такие «смыслы» именно акциденциями, а не атрибутами (сÖифа, васÖф), понимая под атрибутами предикаты в речи (напр., «движущееся»), а под акциденциями — качества в вещах (само движение), другие называли их атрибутами, но не акциденциями. В качестве причин, по которым имеющиеся в телах «смыслы» названы акциденциями, мутазилиты упоминали этимологические: акциденции «случаются» (та‘таридÖ) в телах и являются «преходящими» (‘аôридÖ, ‘арадÖ), и терминологические: термин «акциденция» введен мутакаллимами по их усмотрению. Большинство мутазилитов указывало, что акциденция является несамостоятельной (лаô йакÖуôм би-нафси-хи), что она непременно имеет место (макаôн) и находится в теле, однако ал-‘Аллаôф считал, что некоторые акциденции, например, время, пребывание или гибель вещи, воля Бога могут быть вне места и не в теле.

В каламе были поставлены следующие основные проблемы, касающиеся акциденций: каковы их классы? Может ли существовать тело, лишенное всех или некоторых акциденций? Благодаря чему они привходят в тело? Пребывают ли они? Могут ли они быть «воспроизведены» (и‘аôда)? Есть ли разница между «воспроизведением» и «восстановлением» (исти’наôф)?

Одни мутазилиты считали, что есть только два класса акциденций: движение и покой, все прочие сводятся к ним. Другие признавали в качестве действительных категорий все акциденции или какую-либо их часть. Некоторые к числу акциденций, когда речь шла об атомах, относили шесть пространственных «направлений» (джихаôт). Существовали различные мнения о том, могут ли атомы обладать всеми акциденциями (см. Атомизм), а также о сочетаемости акциденций в связи с проблемой противоположности. Некоторые мутазилиты выделяли акциденции, без которых тело не может существовать (напр., составность), другие считали, что может быть тело без всяких акциденций. Одни мутазилиты считали, что акциденции привходят в тело благодаря возникновению в нем некоторого «смысла», который в свою очередь может быть обусловлен или не обусловлен другим «смыслом», другие, а также ашариты, снимали проблему обоснования привхождения акциденций и говорили, что для них иметься в теле и возникать (хÖудуôсÔ) в нем — одно и то же. Большинство мутакаллимов считало, что акциденции не пребывают более двух мгновений. Ал-Джуббаô’иô, опираясь на понятия «перенесения вперед» (такÖдиôм) и «назад» (та’хÔиôр), доказывал, что не могут воспроизводиться те акциденции, о которых мы знаем, как они устроены, которые сами можем произвести и которые не пребывают, а прочие могут. Те, кто различал «воспроизводимую» акциденцию  и акциденцию, «восстанавливаемую» после несуществования, указывал во втором случае на утвержденность ее «оности» (сÔубуôт хувиййа; см.Сущность) в состоянии несуществования.

В отличие от калама, в арабоязычном перипатетизме, а также в исмаилизме в соответствии с аристотелевским учением в число акциденций не включаются универсалии, образующие субстанциальные формы. Акциденция понимается как дихотомическая понятию субстанции, любая вещь оказывается либо субстанцией, либо акциденцией. К акциденциям относятся девять аристотелевских категорий, за исключением субстанции, проблема акциденций рассматривается соответственно как проблема предикации и снимаются метафизические вопросы, занимавшие мутакаллимов. Схожей позиции придерживается ас-Сухравардиô, который, однако, считает, что акциденции входят в «чтойность» вещи.

В суфизме происходит возрождение атомистического понимания времени и, соответственно, проблематики, связанной с акциденциями, а также тезиса о ежемгновенном обновлении мироздания. Вместе с тем Ибн ‘Арабиô считает, что понятие акциденции как реально отличное от субстанции неверно, поскольку субстанция не служит ее вместилищем, но акциденция находится «там же», где субстанция. Кроме того, сама субстанция является акциденцией и не может быть отличена от нее, поскольку определения типа «занимающее место» (мутахÖаййиз) или «принимающее акциденцию» указывают на акцидентальные, а не самостоятельные признаки. Поэтому все мироздание понимается в суфизме как совокупность акциденций.