Статья опубликована в "Новой философской энциклопедии" (М.: Мысль, 2000 г.)
(с) А.Смирнов 2000, 2001
  вверх

’АСÖЛ (араб. основа) — термин, употребляемый в фикхе, классической арабо-мусульманской филологии и философии. Наряду с конкретными значениями в каждой из этих наук понятие ’асÖл приобретает метатеоретический статус, когда служит для упорядочения терминологии и обобщенного описания рациональных процедур получения знания. ’АсÖл, как правило, соотносится с понятием фар‘ (ветвь), хотя может функционировать без него. Наиболее общими значениями термина ’асÖл является безусловная несомненность, предшествование своей «ветви» (временноñе или логическое) и приоритет перед ней. ’АсÖл не обязательно служит генетической основой для «ветви», а отношение «основа-ветвь» не обязательно совпадает с отношением «общее-частное» (‘аôмм-хÔаôсÖсÖ) или «общее-единичное» (куллийй-джуз’ийй). Соотношение ’асÖл-фар‘ является одним из основополагающих для классического арабского мышления. Оно близко к отношениям зÖаôхир-баôтÖин и лафзÖ-ма‘нан (см. Явное, Смысл), хотя и не совпадает с ними.

В фикхе выделяется несколько значений понятия ’асÖл. «Основами фикха» (’усÖуôл ал-фикÖх) называется наука, устанавливающая классификацию источников права и исследующая процедуры доказательства. В плане характеристики источников права «основами фикха» именуются Коран и сунна, содержащие «незыблемые нормы» (насÖсÖ, букв. — текст), которые не должны подвергаться сомнению или перетолковываться с потерей их смысла. На основе таких норм могут выводиться новые нормы, касающиеся случаев, не зафиксированных в Коране и сунне. Для этого служит кÖийаôс (соизмерение), в котором стремятся установить отношение исследуемого казуса к зафиксированному в источниках-’асÖл как отношение «ветви» к «основе» (см. Доказательство). Третье значение термина «основа фикха» — общее правило (’асÖл куллийй, кÖаô‘ида куллиййа) в отношении выводимых из него норм. Такой вывод называется «ветвление» (тафриô‘) или «вывод ветвей из основ» (тахÔриôдж ал-фуруô‘ ‘алаô ал-’усÖуôл). Исследование и установление его правил составляет специальную дисциплину, развитую в позднем средневековье (Джалаôл ад-Диôн ал-’Иснавиô, ум. 1370/71, и др.). «Основы фикха» как общие принципы были сформулированы достаточно поздно как обобщение конкретных постановлений факихов. Поэтому «основы фикха» как общие правила не являются абсолютными принципами права, допуская многочисленные исключения, кроме того, отдельные правила не связаны между собой какими-либо общими принципами. Формулировка «основ фикха» не привела к кодификации мусульманского права, хотя в качестве попытки в этом направлении можно рассматривать «Свод юридических норм» («Маджаллат ал-ахÖкаôм ал-‘адлиййа»), опубликованный в кон. 19 в. в Стамбуле и включивший 99 «общих правил».

В качестве специального термина в собственно фикхе ’асÖл может означать: состояние, предшествующее рассматриваемому моменту (напр., состояние ритуальной чистоты тÖахаôра) и считающееся сохранившимся несмотря на сомнение в этом согласно принципу «сомнение не уничтожает уверенность»; родителей или предков человека; наследников, полностью получающих обязательную долю наследства, в отличие от второстепенных, чья доля может варьироваться; оригинал вещи в отношении ее эквивалента (бадал); автора хадиса в отношении его передатчика; основные фонды (дома, деревья) в отношении к получаемому с них доходу; человека, взявшего в долг, в отношении гаранта его долгового обязательства. Кроме того, ханафиты под «основой вещи» понимают характеристики, существенные для установления ее существования или несуществования. В таком случае «основа» соотносится не с «ветвью», а с «атрибутами» (васÖф). Различение «основы» и «атрибутов» вещи дает основание для различения понятий «недействительное» (баôтÖил) и «испорченное» (фаôсид): первое характеризует вещь как «несостоявшуюся» (гÖайр мун‘акÖид), а второе — как состоявшуюся, но имеющую изъян (хÔалал).

В филологии ’асÖл имеет несколько значений. Под ’асÖл понимается корень слова, т. е., как правило, три хÖарфа (согласных с сопровождающими их гласными или без них), которые при присоединении к ним морфем образуют слово. ’АсÖл в морфологическом или синтаксическом анализе означает логически исходную, полную форму слова или фразы, за счет трансформации которой получается реально функционирующая в языке, называемая «ветвью». Такая трансформация подчинена строгим правилам, что позволяет описать морфологию и синтаксис, практически не прибегая к понятию «исключение». Классическая арабская филология предпочитает упорядочивать лексический и синтаксический материал с помощью отношения «основа-ветвь». Восстановление формы-’асÖл по реально действующей в языке форме-«ветви» называется такÖдиôр, а сама такая форма-’асÖл — мукÖаддар («восстанавливаемая»). Отношение восстановление (такÖдиôр) логически противоположно ветвлению (тафриô‘). В дальнейшем термин ’асÖл начал употребляться в филологии аналогично своему значению в фикхе — «общий принцип», «общее правило». В этом направлении разрабатывались ’усÖуôл ан-нахÖв (основы грамматики).

В философии ’асÖл употребляется в соответствии с общим значением предшествования и приоритета, а также для обозначения общего правила или принципа. Первопричина может именоваться сабаб ’асÖл (изначальная причина). «Основами» являются четыре первоэлемента в противопоставлении к их смешению (мизаôдж). Душа является основой-’асÖл в отношении ветвей-телесных сил, «страсть» (шахва) составляет основу для своей ветви — гнева (гÖадÖаб). Универсалия, например, человечность, может именоваться «первоосновной природой» (тÖабиô‘а ’асÖлиййа) и противопоставляться «особи» (шахÔсÖ). Тезисы философского учения могут также именоваться ’асÖл в отношении к разворачивающим их «ветвям» (Ибн Сиôнаô). Наряду с этим ’асÖл продолжает пониматься как негенетическая основа: пророк является основой-’асÖл для своих последователей, изначально данный людям Закон представляет собой основу-’асÖл в отношении сменявших его (ал-Кирмаôниô). Ас-Сухравардиô наряду с термином ’асÖл использует синонимичный ему синхÔ (корень). Ибн ‘Арабиô называет «основой» существования мира его движение из небытия в бытие. В соответствии с концепцией неразделимой двойственности Бога-Истины и Творения, предполагающей возможность их взаимного перехода, в качестве ’асÖл может пониматься как Бог, так и Творение в зависимости от того, с какой стороны бытия, вечностной или временной, начинается рассмотрение их взаимоотношения.