Статья опубликована в "Новой философской энциклопедии" (М.: Мысль, 2000 г.)
(с) А.Смирнов 2000, 2001
  вверх

Асл (араб. основа) — термин, употребляемый в фикхе, классической арабо-мусульманской филологии и философии. Наряду с конкретными значениями в каждой из этих наук понятие ’асл приобретает метатеоретический статус, когда служит для упорядочения терминологии и обобщенного описания рациональных процедур получения знания. ’Асл, как правило, соотносится с понятием фар‘ (ветвь), хотя может функционировать без него. Наиболее общими значениями термина ’асл является безусловная несомненность, предшествование своей «ветви» (временное или логическое) и приоритет перед ней. ’Асл не обязательно служит генетической основой для «ветви», а отношение «основа-ветвь» не обязательно совпадает с отношением «общее-частное» (‘амм-хасс) или «общее-единичное» (куллийй-джуз’ийй). Соотношение ’асл-фар‘ является одним из основополагающих для классического арабского мышления. Оно близко к отношениям захир-батин и лафз-ма‘нан (см. Явное, Смысл), хотя и не совпадает с ними.

В фикхе выделяется несколько значений понятия ’асл. «Основами фикха» (’усул ал-фикх) называется наука, устанавливающая классификацию источников права и исследующая процедуры доказательства. В плане характеристики источников права «основами фикха» именуются Коран и сунна, содержащие «незыблемые нормы» (насс, букв. — текст), которые не должны подвергаться сомнению или перетолковываться с потерей их смысла. На основе таких норм могут выводиться новые нормы, касающиеся случаев, не зафиксированных в Коране и сунне. Для этого служит кийас (соизмерение), в котором стремятся установить отношение исследуемого казуса к зафиксированному в источниках-’асл как отношение «ветви» к «основе» (см. Доказательство). Третье значение термина «основа фикха» — общее правило (’асл куллийй, ка‘ида куллиййа) в отношении выводимых из него норм. Такой вывод называется «ветвление» (тафри‘) или «вывод ветвей из основ» (тахридж ал-фуру‘ ‘ала ал-’усул). Исследование и установление его правил составляет специальную дисциплину, развитую в позднем средневековье (Джалал ад-Дин ал-’Иснави, ум. 1370/71, и др.). «Основы фикха» как общие принципы были сформулированы достаточно поздно как обобщение конкретных постановлений факихов. Поэтому «основы фикха» как общие правила не являются абсолютными принципами права, допуская многочисленные исключения, кроме того, отдельные правила не связаны между собой какими-либо общими принципами. Формулировка «основ фикха» не привела к кодификации мусульманского права, хотя в качестве попытки в этом направлении можно рассматривать «Свод юридических норм» («Маджаллат ал-ахкам ал-‘адлиййа»), опубликованный в кон. 19 в. в Стамбуле и включивший 99 «общих правил».

В качестве специального термина в собственно фикхе ’асл может означать: состояние, предшествующее рассматриваемому моменту (напр., состояние ритуальной чистоты тахара) и считающееся сохранившимся несмотря на сомнение в этом согласно принципу «сомнение не уничтожает уверенность»; родителей или предков человека; наследников, полностью получающих обязательную долю наследства, в отличие от второстепенных, чья доля может варьироваться; оригинал вещи в отношении ее эквивалента (бадал); автора хадиса в отношении его передатчика; основные фонды (дома, деревья) в отношении к получаемому с них доходу; человека, взявшего в долг, в отношении гаранта его долгового обязательства. Кроме того, ханафиты под «основой вещи» понимают характеристики, существенные для установления ее существования или несуществования. В таком случае «основа» соотносится не с «ветвью», а с «атрибутами» (васф). Различение «основы» и «атрибутов» вещи дает основание для различения понятий «недействительное» (батил) и «испорченное» (фасид): первое характеризует вещь как «несостоявшуюся» (гайр мун‘акид), а второе — как состоявшуюся, но имеющую изъян (халал).

В филологии ’асл имеет несколько значений. Под ’асл понимается корень слова, т. е., как правило, три харфа (согласных с сопровождающими их гласными или без них), которые при присоединении к ним морфем образуют слово. ’Асл в морфологическом или синтаксическом анализе означает логически исходную, полную форму слова или фразы, за счет трансформации которой получается реально функционирующая в языке, называемая «ветвью». Такая трансформация подчинена строгим правилам, что позволяет описать морфологию и синтаксис, практически не прибегая к понятию «исключение». Классическая арабская филология предпочитает упорядочивать лексический и синтаксический материал с помощью отношения «основа-ветвь». Восстановление формы-’асл по реально действующей в языке форме-«ветви» называется такдир, а сама такая форма-’асл — мукаддар («восстанавливаемая»). Отношение восстановление (такдир) логически противоположно ветвлению (тафри‘). В дальнейшем термин ’асл начал употребляться в филологии аналогично своему значению в фикхе — «общий принцип», «общее правило». В этом направлении разрабатывались ’усул ан-нахв (основы грамматики).

В философии ’асл употребляется в соответствии с общим значением предшествования и приоритета, а также для обозначения общего правила или принципа. Первопричина может именоваться сабаб ’асл (изначальная причина). «Основами» являются четыре первоэлемента в противопоставлении к их смешению (мизадж). Душа является основой-’асл в отношении ветвей-телесных сил, «страсть» (шахва) составляет основу для своей ветви — гнева (гадаб). Универсалия, например, человечность, может именоваться «первоосновной природой» (таби‘а ’аслиййа) и противопоставляться «особи» (шахс). Тезисы философского учения могут также именоваться ’асл в отношении к разворачивающим их «ветвям» (Ибн Сина). Наряду с этим ’асл продолжает пониматься как негенетическая основа: пророк является основой-’асл для своих последователей, изначально данный людям Закон представляет собой основу-’асл в отношении сменявших его (ал-Кирмани). Ас-Сухраварди наряду с термином ’асл использует синонимичный ему синх (корень). Ибн ‘Араби называет «основой» существования мира его движение из небытия в бытие. В соответствии с концепцией неразделимой двойственности Бога-Истины и Творения, предполагающей возможность их взаимного перехода, в качестве ’асл может пониматься как Бог, так и Творение в зависимости от того, с какой стороны бытия, вечностной или временной, начинается рассмотрение их взаимоотношения.