Статья
опубликована в "Новой философской
энциклопедии" (М.: Мысль, 2000 г.) (с) А.Смирнов 2000, 2001 |
вверх |
ИБН ‘АРАБИô МухÖйиô ад-Диôн (1165, Мурсия, Андалусия, Арабский халифат, совр. Испания — 1240, Дамаск) — суфийский философ, мистик и поэт. Известен также как «Великий шейх» (аш-ШайхÔ ал-акбар). Пиренейский полуостров, где родился Ибн ‘Арабиô, был в то время своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Окруженный с детства атмосферой мусульманского благочестия и подвижничества, будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. Стал суфием в 1184. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко — о беседах с мистиками прошлого или пророками. О его авторитете в суфийской среде говорит присвоенный ему титул «полюс полюсов», высший среди суфиев. Ибн ‘Арабиô много путешествовал: сначала по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хаддж в Мекку, посетил Египет и Малую Азию, а с 1223 жил в Дамаске.
Ибн ‘Арабиô был знаком с сочинениями ал-ХÔарраôза, ал-МухÖаôсибиô, ал-ХÖаллаôджа, ал-Исфараô’иôниô. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи, а также полемику с идеями ал-ГÖазаôлиô. Сохранились свидетельства его контактов с Ибн Рушдом и другими выдающимися мыслителями его времени. Влияние Ибн ‘Арабиô испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители, но и представители других течений мысли, более всего — ишракизма. Некоторые суфии, прежде всего ас-Симнаôниô (ум. 1336), выступили с альтернативными теориями, названными «единство свидетельствования» (вахÖдат аш-шухуôд) в противовес сложившемуся после Ибн ‘Арабиô именованию его концепции как «единство существования» (вахÖдат ал-вуджуôд). Резкую критику и неприятие идеи Ибн ‘Арабиô вызвали со стороны известного факиха Ибн Таймиййи (1263—1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои тезисы к этому авторитету; в то же время такой известнейших факих, как ас-СуйуôтÖиô (15 в.), выступил в защиту Ибн ‘Арабиô.
Считается, что перу Ибн ‘Арабиô принадлежит более 100 трудов. Важнейшими для понимания его философии являются «Мекканские откровения» и «Геммы мудрости». Его поэзия представлена сборником «Тарджумаôн ал-ашваôкÖ» («Изложение страсти»). Известность Ибн ‘Арабиô стала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов — двухтомный «Тафсиôр ал-кÖур’аôн» («Толкование Корана»), «Шаджарат ал-кавн» («Древо бытия»), «Калимат ал-лаôх» («Божье слово»), «ал-ХÖикма ал-’илаôхиййа» («Божья премудрость»).
Лит.: Смирнов А.В., Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби), М., 1993; его же, Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма, в кн.: Бог—человек—общество в традиционных культурах Востока, М., 1993, с. 156-75; Corbin H., L’imagination creñatrice dans le soufisme d’Ibn Arabi, P., 1958; Landau R., The Philosophy of Ibn Arabi, N.Y., 1959; Deladriere R., La profession de foi d’Ibn Arabi, 1975; Diyab A.N., The Dimensions of Man in Ibn Arabi’s Philosophy, Camb., 1981; Chittick W.C., The Sufi Path of Knowledge: Ibn al-‘Arabi’s Metaphysics of Imagination, Albany, 1989. См. также литературу к статье Суфизм.