Статья опубликована в "Новой философской энциклопедии" (М.: Мысль, 2000 г.)
(с) А.Смирнов 2000, 2001
  вверх

ПРОЯВЛЕНИЕ (араб. таджаллин) — одно из центральных понятий философии суфизма, связанное с пониманием смыслов вещей (см. Смысл) не как дискретных, а как образующих континуальное поле. В модели «явное—скрытое» (см. Явное) смысл понимается как точно соответствующий явленности вещи, что конституирует отношение «истины» (хÖакÖиôкÖа) между ними, при этом смысл оказывается ограничен столь же, сколь ограничено «явное» (зÖаôхир) вещи. Смыслы различных вещей, составляя их «скрытое» (баôтÖин), различны между собой и столь же раздельны, как различны и раздельны «явные» стороны вещей. В отличие от этой концепции, выработанной в ходе предшествующего развития арабо-мусульманской философии, в суфизме смыслы вещей рассматриваются как принадлежащие единому континууму — вечностной стороне миропорядка, где они различены как «небытийные» (ма‘дуôма), т. е. не отделенные действительно друг от друга. Поэтому каждая вещь в ее временноñм существовании по-прежнему может рассматриваться как «воплощение» (та‘аййун), или «явление» (зÖухуôр), своего, и только своего смысла, благодаря чему отношение между ее явленным и скрытым остается «истинным» (хÖакÖиôкÖа), но вместе с тем и как «проявление» всего континуума смыслов, т. е. как неотделенная в своем «скрытом» ни от какой другой вещи мира и от мира в целом, а потому способная воплотиться, или явиться, как любая другая вещь в другом атомарном моменте времени. Таким образом, отдельная вещь как «явление» оказывается действительной данной вещью, а как «проявление» — виртуальным миром в целом и любой его частью. Весь мир в целом является и «явлением» и «проявлением» одновременно, поскольку выявляет континуум смысла целиком как действительный. Смысловой континуум, или вечностная сторона миропорядка, именуется также «Истиной» (ал-хÖакÖкÖ), или «божественной самостью» (зÔаôт ’илаôхиййа), а каждый из бесконечных смыслов — «божественным именем», поэтому мир в целом как проявление Бога имеет характеристику «божественности» (’улуôхиййа), т. е. выявления всех «божественных имен».