Статья опубликована в "Новой философской энциклопедии" (М.: Мысль, 2000 г.)
(с) А.Смирнов 2000, 2001
  вверх

СУХРАВАРДИô Шихаôб ад-Диôн ЙахÖйаô, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран — 1191, Алеппо) — арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухравардиô добавляют «ал-макÖтуôл» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы — «шайхÔ ал-ишраôкÖ» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Диôна ал-Джиôлиô, затем после переезда в Исфаган — у ФахÔр ад-Диôна ал-Маôридиôниô. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухравардиô через ЗÖахиôра ал-Фаôрисиô познакомился с сочинением «ал-БасÖаô’ир» («Прозрения») своего младшего современника ‘Умара Ибн Сахлаôна ас-Саôваджиô, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухравардиô можно назвать «Логику восточных» Ибн Сиôны, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Сиôной были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сиôнаô служит безусловным авторитетом для ас-Сухравардиô, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего.

Основным философским сочинением ас-Сухравардиô, содержащим изложение собственно философии озарения, является «ХÖикмат ал-ишраôкÖ» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-ТалвиôхÖаôт» («Намеки»), «ал-МукÖаôвамаôт» («Оборения»), «ал-Машаôри‘ ва-л-мутÖаôрахÖаôт» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухравардиô по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайаôкил ан-нуôр» («Храмы света») и «ал-АлваôхÖ ал-‘имаôдиййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-ГÖурба ал-гÖарбиййа» («В западне Запада»), «Рисаôлат атÖÖайр» («Трактат о птицах»), «ЛугÖат-и муôраôн» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухравардиô преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи.

Ас-Сухравардиô оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей — аш-Шахразуôриô, КÖутÖб ад-Диôн аш-Шиôраôзиô, СÖадр ад-Диôн аш-Шиôраôзиô.

Соч.: Sohravardi Sh.Y., Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H.Corbin, v.1—3, Teheran, 1993; в рус. пер.: Му’нис аль-‘ушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В.А.Дроздовой, «Восток», 1993, № 2, с. 131—50; Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я.Эшотса, «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160—80; ‘АкÖаô’ид ал-фалаôсифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азербайджанский пер., Баку, 1986.

Лит.: Fakhry M., Al-Suhrawardi’s critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha’un), in: Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.Morewidge, N.Y., 1982, pp.279-284. См. также лит. к статье Ишракизм.