Статья
опубликована в "Новой философской
энциклопедии" (М.: Мысль, 2000 г.) (с) А.Смирнов 2000, 2001 |
вверх |
СУХРАВАРДИ
Шихаб ад-Дин Йахйа, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран — 1191, Алеппо) — арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухраварди добавляют «ал-мактул» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы — «шайх ал-ишрак» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дина ал-Джили, затем после переезда в Исфаган — у Фахр ад-Дина ал-Маридини. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухраварди через Захира ал-Фариси познакомился с сочинением «ал-Баса’ир» («Прозрения») своего младшего современника ‘Умара Ибн Сахлана ас-Саваджи, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухраварди можно назвать «Логику восточных» Ибн Сины, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Синой были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сина служит безусловным авторитетом для ас-Сухраварди, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего.Основным философским сочинением ас-Сухраварди, содержащим изложение собственно философии озарения, является «Хикмат ал-ишрак» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-Талвихат» («Намеки»), «ал-Мукавамат» («Оборения»), «ал-Машари‘ ва-л-мутарахат» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухраварди по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайакил ан-нур» («Храмы света») и «ал-Алвах ал-‘имадиййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-Гурба ал-гарбиййа» («В западне Запада»), «Рисалат ат-тайр» («Трактат о птицах»), «Лугат-и муран» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухраварди преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи.
Ас-Сухраварди оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей — аш-Шахразури, Кутб ад-Дин аш-Ширази, Садр ад-Дин аш-Ширази.
Соч
.: Sohravardi Sh.Y., Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H.Corbin, v.1—3, Teheran, 1993; в рус. пер.: Му’нис аль-‘ушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В.А.Дроздовой, «Восток», 1993, № 2, с. 131—50; Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я.Эшотса, «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160—80; ‘Ака’ид ал-фаласифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азербайджанский пер., Баку, 1986.Лит
.: Fakhry M., Al-Suhrawardi’s critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha’un), in: Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.Morewidge, N.Y., 1982, pp.279-284. См. также лит. к статье Ишракизм.