Статья
опубликована в "Новой философской
энциклопедии" (М.: Мысль, 2000 г.) (с) А.Смирнов 2000, 2001 |
вверх |
СВЕТ в арабо-мусульманской философии. Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного — с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская разработка понятия света в его метафизическом и физическом аспектах характерна для ишракизма в силу его связи с древнеиранским наследием, прежде всего зороастризмом. Преобладающим термином для обозначения света служит «нуôр», менее частотное «дÖав’» выражает скорее видимый свет, хотя ас-Сухравардиô подчеркивает синонимичность двух терминов.
Предпринятая в ишракизме попытка построения абсолютно монистичной философии опирается на понятие света, который рассматривается как единое и единственное начало мироздания («Свет светов»), начало всякой активности, начало познания и знания. Свет делится на чистый, или свет для себя, и акцидентальный, или свет для другого. Первый, метафизический свет имеется вне пространства и тел, второй внедрен в тела. Но как именно свет, метафизический не отличается от физического, который существует в нашем мире в виде «лучей». Хотя признается, что лучи проистекают от «просветленных» космических тел, которые в силу этого оказываются и «светоносными», луч бестелесен, не перемещается в пространстве и представляет собой «фигуру». Противоположность света — «тьма» (зÖулм) — определяется как отсутствие света и не имеет никакого позитивного содержания. Вместе с тем помимо света приходится признать и наличие его «носителей» в нашем мире, которые оказываются темными при отсутствии света. Их общим названием служит «преграда» (барзахÔ), т.е. препятствие свету, отождествляемая в общефилософском лексиконе с первоматерией. Преграды субстанциальны и не порождены светом, поэтому искомый монизм фактически уступает место дуализму. Все светы равно просты и различаются только интенсивностью, благодаря чему объясняется множественность метафизических светов: их интенсивность убывает по мере умножения аспектов отражения нижестоящими светами вышестоящих.
Вышестоящие светы «подчиняют» (кÖахр) нижестоящие. Кроме того, свет подчиняет преграды. Причинность связывается исключительно со светом, воздействие которого преграды претерпевают. Ас-Сухравардиô перестраивает аристотелевскую натурфилософию и физику в соответствии с необходимостью понимания света как фундаментального начала, противопоставленного преградам. Причиной природных явлений считается теплота, вызванная в конечном счете светом, любое движение, в т.ч. к природному месту, считается принудительным и его причиной так или иначе оказывается свет. Таким образом, свет объявляется истинной природой любого тела. Вместо стихий выступают три «основы» (’усÖуôл), т.е. три типа преград, классифицируемые в зависимости от степени противодействия свету: задерживающая, приглушающая и прозрачная. Огонь считается телом, благородным в силу того, что служит «талисманом» (тÖиласм) света, — телом, в котором в земном мире живет метафизический свет, этим же светом и порожденным.
Душа человека понимается как свет, распоряжающийся телом. Свет отождествляется с «явленностью» (зÖухуôр) и, далее, с «яйностью» (’анаô’иййа): человеческая душа, или «самость» (зÔаôт) постигает сама себя непосредственно и полно как свет. В силу простоты свет не имеет определения, но кроме того, и не нуждается в нем, будучи наиболее явным из всего и составляя таким образом начало знания. Не только самопознание, но и всякое познание связано с «озарением» (ишраôкÖ) человеческой души высшими светами. В силу субстанциального единства света любой свет познаваем для любого другого. Мистическое постижение описывается ас-Сухравардиô как различные виды светового «сияния» (их насчитывается несколько десятков), сопровождаемые слуховыми и иными ощущениями и возникающие при соединении света-души человека с метафизическими светом.
В суфизме понятия света и тьмы используются для иллюстрации категорий самостно-необходимого существования и абсолютного несуществования, а «тени» (зÖилл) как смешения света и тьмы — для категории «возможности». Свет рассматривается как метафорическое обозначение познавательного начала, однако, в отличие от ишракизма, признается непознаваемость наитончайшего света и постигаемость тьмы.