Статья опубликована в "Новой философской энциклопедии" (М.: Мысль, 2000)
(с) А.Смирнов 2000, 2001
  вверх

ВЕЩЬ в арабо-мусульманской философии. Понятие вещи выражалось термином «шай’» и служило в средневековой арабо-мусульманской философской и теоретической мысли наиболее общим выражением чего-либо, о чем может идти речь. Такое понимание вещи было высказано еще в каламе, где вещь определялась как «иное» (гÖайр), т.е. нечто, отличаемое от другого. Наиболее общей и универсально признаваемой характеристикой вещи служила «утвержденность» (сÔубуôт). В зависимости от того, отождествлялась ли утвержденность с существованием (вуджуôд) или нет (см. Утвержденность, Существование), понимание вещи в разных направлениях могло сужаться до «существующего» или расширяться до «утвержденного». От шай’ было образовано абстрактное шай’иййа (вещность). В большинстве философских направлений (за исключением исмаилизма и некоторых мутакаллимов) и в исламском вероучении Бог или Первоначало именуется вещью. Термин «вещь» употребим в отношении сенсибельного, интеллигибельного, духовного. Отрицанием вещи является лаô-шай’ (ничто), а также (в исмаилизме) лайс.

Мутакаллимы называли Бога вещью, за исключением Джахма Ибн СÖафваôна, который отождествлял вещь с «сотворенным» (махÔлуôкÖ), отличительная черта которого — обладание «подобием» (масÔал). В каламе было высказано мнение, что Бог — вещь, отличная от всех прочих вещей, что трактовалось как отличие божественных атрибутов от атрибутов иных вещей при их номинальном совпадении. Что касается вещей мира, то большинство мутакаллимов различали «сотворение» вещи и саму вещь. Понятие «сотворенное» иногда трактовалось как «вещь и творение (хÔалкÖ)» (‘Аббаôд бен Сулаймаôн). Некоторые мыслители (ан-НазÖзÖаôм, ал-Джуббаô’иô) отождествляли вещь и творение, являющееся прямым «созданием» (таквиôн) вещи, а также волю Бога, являющуюся «произведением» (иôджаôд) вещи, и саму производимую вещь, отличая их от воли, выраженной в приказании о какой-то вещи, когда такое приказание обращено к людям в форме Законе и создает вещь опосредованно, в зависимости от действий людей (см. Воля). Было высказано мнение, что творение вещи — ее атрибут, который не является ни самой вещью, ни иным, нежели она (Хишаôм бен ал-ХÖакам). В каламе наметилось отождествление понятия вещи с понятием «лик» (ваджх) и «он» (хува), что в дальнейшем получило развитие как сближение вещи и «оности» (хувиййа; см. Сущность). Те мутакаллимы, которые отождествляли вещь и «существующее», считали, что вещь может познаваться как вещь до своего существования, хотя в таком случае она получает только те характеристики, которые зависят от нее самой или уже существующих внешних причин (ал-Джуббаô’иô).

В арабоязычном перипатетизме сохраняется понимание отличия начала вещей от самих вещей. Согласно Ибн Сиôне, Первое не имеет ничего общего с вещью, поскольку не подпадает ни под какой род, не имеет видового отличия, но отличается от всех вещей благодаря своей самости (зÔаôт). В исмаилизме происходит разделение понятий «утвержденности» (отличаемой от «существования») и «оности», с одной стороны, и вещью, с другой: Бог, обладающий утвержденностью, не является вещью, божественная «оность» благодаря самой себе отлична от всех вещей, первой вещью (шай’) оказывается Первый Разум. Наряду с термином «шай’» ал-Кирмаôниô использует близкое «’айс» (нечто). В ишракизме вещь восстанавливает статус универсального имени, и первым и наиболее общим делением вещей является деление на свет и не-свет. Ас-Сухравардиô считает «вещность» (наряду с существованием, единством и т.п.) не отличимой от самости. Положение об однозначном отличии Бога от вещей мира снимается в суфизме, где каждая вещь подобна любой другой, будучи способной воплотиться как любая другая благодаря своей неинаковости в отношении Бога.