Статья
опубликована в "Новой философской
энциклопедии" (М.: Мысль, 2000) (с) А.Смирнов 2000, 2001 |
вверх |
ВОЗМОЖНОСТЬ (араб. имкаôн) — одно из центральных понятий учения о существовании, развитого в средневековой арабо-мусульманской философии. Выступает в паре с понятиями «необходимость» (вуджуôб) и «невозможность» (имтинаô‘). «Самость» (зÔаôт), обладающая возможностью, называется «возможным» (мумкин), или «имеющим возможность существования» (мумкин ал-вуджуôд). Пара актуальное-потенциальное не совпадает с триадой возможное-необходимое-невозможное.
Термин «возможность» появляется уже у мутазилитов, но его категориальная проработка осуществляется в арабоязычном перипатетизме, более всего у Ибн Сиôны. Ал-Фаôраôбиô определяет возможность как равновероятность существования и несуществования. В силу этого возможность требует чего-то внешнего, что дало бы «перевес» (тарджиôхÖ) одной из этих сторон над другой, благодаря чему «возможное» становится либо «необходимым» (ваôджиб) и тогда обретает существование, либо «невозможным» (мумтани‘) и тогда получает несуществование. Поскольку и то и другое проистекает не от самого возможного, но от «обеспечивающего перевес» (мурадджихÖ), возможное, обретшее необходимость, называется «необходимым благодаря другому» (ваôджиб би-гÖайри-хи), или, более полно, «имеющим необходимость существования благодаря другому» (ваôджиб ал-вуджуôд би-гÖайри-хи); аналогично выстраиваются термины для «невозможности». Т.о., хотя возможность как понятие неразрывно связана с существованием и несуществованием, она логически предшествует им и определяет содержание терминов «существующее» (мавджуôд) и «несуществующее» (ма‘дуôм): возможность является собственной характеристикой самости, тогда как необходимость или невозможность, связанные соответственно с существованием и несуществованием, обязаны чему-то внешнему и обусловлены им. В этих аспектах возможность сближается с понятием «утвержденность» (сÔубуôт), отличаемым от «существования». У Ибн ‘Арабиô возможное трактуется как «утвержденные воплощенности» (а‘йаôн сÔаôбита), получающие существование, т.е. «воплощающиеся» (та‘аййун) в ходе процесса «проявления» (таджаллин). Ибн Сиôнаô рассматривает возможность как самостоятельное и фундаментальное понятие, которое не может быть сведено к «могуществу» (кÖудра) действователя, наделяющего возможное существованием. Понятие «возможное» близко, но не тождественно понятию «возникшее» (хÖаôдисÔ): «возникшему» необходимо предшествует потенция существования и субстрат (мавдÖуô‘), «возможное» осмысляется как возможное благодаря собственной самости. Возможному предшествует «временноñе несуществование» (‘адам замаôнийй), хотя исключением являются метафизические Разумы: сами в себе возможные, они тем не менее существуют всегда. Понятие возможности логически предполагает понятие «нужды» (хÖаôджа, факÖр, ифтикÖаôр): возможное нуждается в том, что «обеспечивает перевес» существованию над несуществованием или наоборот, чтобы оказаться соответственно существующим или несуществующим благодаря своей «связанности» (та‘аллукÖ) с «иным».
Возможность (наряду с необходимостью и невозможностью) используется и для квалификации суждений. «Возможными» называются суждения типа «человек пишет», необходимость или невозможность которых зависит от внешних условий, которые и делают их соответственно истинными или ложными. Поэтому в плане вероятности познания возможное сущее отождествляется со «случайным» (иттифаôкÖийй), а не необходимым, а потому с познаваемым в «опыте» (таджриба), а не разумом как априорная необходимость (ал-Фаôраôбиô). Устойчиво признается тезис о беспредельности череды возможных сущих (Ибн ‘Арабиô) и невозможности их «упорядочения» (дÖабтÖ) и закономерного познания (Ибн ХÔалдуôн).
Понятия «возможность» и «возможное» остаются важнейшими в ишракизме и суфизме. Сохраняясь и в исмаилизме, они там теряют свою связь с понятием «необходимость», в силу чего становятся лишь иным обозначением для понятия «временноñе сущее». См. также Необходимость, Причина, Сущее, Утвержденность.