Рецензия опубликована в издании: Вестник Российского философского общества, № 2 (30) 2004, М., 2004, с.78-79

  вверх
 

 

Смирнов А.В.

Рецензия на книгу: Аш-Ширази, Садр ад-Дин. Престольная мудрость (аль-Хикма аль-‘Аршиййа)

 

Аш-Ширази, Садр ад-Дин (мулла Садра). Престольная мудрость / Пер. с араб., предисл. и примеч. Я.Эшотса. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2004.

В XV веке завершается классический период развития арабо-мусульманской философии. Это была эпоха возникновения и развития пяти философских направлений и школ: мутазилизм (ранний калам), фальсафа (арабоязычный перипатетизм), исмаилизм, ишракизм (философия озарения) и суфизм. Каждое из этих направлений имело собственное лицо, его представители ясно отделяли себя от других школ и полемизировали с ними. После смерти Ибн Халдуна наступает этап, который принято характеризовать термином «эклектика». Этот период, до сих пор остававшийся в отечественной историко-философской науке «серым пятном», с выходом перевода произведения Садр ад-Дина аш-Ширази «Престольная мудрость» обретает наконец-то различимые очертания.

Садр ад-Дин аш-Ширази (1570-1640) — один из наиболее ярких представителей «Исфаганской школы». Его учение обычно именуют хикма мута‘алия. Это словосочетание удачно передает термин «теософия», поскольку хикма означает «мудрость», а мута‘алия — «всевышняя», или «божественная». От европейской теософии, представленной именами Я.Бёме, Э.Сведенборга и др., его отличает практическое отсутствие визионерских мотивов и существенно иная расстановка акцентов, смещенная в пользу философии. Впрочем, философия остается для Садр ад-Дина аш-Ширази лишь материалом для построения разветвленного учения, которое задумано как окончательный ответ на все вопросы, которые когда-либо ставились в арабо-мусульманской философской, мистической и доктринальной мысли. Под его пером соединяются прежде несовместимые идеи, и Садр ад-Дин легко меняет «регистр» рассуждения и выступает как представитель любого из классических философских направлений (за исключением разве что исмаилизма). Основой для такого собирания идей служит ишракизм, однако в результате включения всего этого разнородного материала он утрачивает отличительные черты своего раннего этапа, резко выделявшие его среди прочих направлений арабо-мусульманской философии и связанные с именем основателя этой школы Шихаб ад-Дина ас-Сухраварди (XII в.): ярко выраженный номинализм и не менее акцентированный сенсуализм.

Все это делает чтение текстов Садр ад-Дина аш-Ширази делом одновременно и увлекательным, и непростым. Наблюдать за ходом его мысли — все равно что прочитывать едва ли не всю историю классической арабо-мусульманской философии, к тому же сдобренную изрядной порцией коранических аллюзий и отсылок к шиитским хадисам. Не менее интересно и следить за аргументацией, подкрепляющей положения о «первоосновности бытия» (асалят аль-вуджуд) и «субстанциальном движении» (харака джавхарийя), и пытаться при этом ответить на вопрос, насколько эти два тезиса, которые обычно считают философской новацией Садр ад-Дина аш-Ширази, на самом деле новы, насколько они несовместимы с положениями о «первоосновности чтойности» (асалят аль-махийя) — учении, связанном с именами Ибн Сины и ас-Сухраварди, и насколько при этом зависимы от учения о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд), развитого в философском суфизме. Наконец, не стоит забывать, что в современном Иране Садр ад-Дин аш-Ширази возведен в ранг философа всех времен и народов, периодически проводятся посвященные ему международные конгрессы, а институт изучения его наследия возглавляет брат духовного лидера Ирана.

«Престольная мудрость» — компактное произведение, своеобразный конспект учения Садр ад-Дина, выполненный самим автором в конце жизни. Оно как нельзя лучше подходит для знакомства с его идеями, которое облегчает для читателя прекрасно выполненный перевод Яниса Эшотса — талантливого исследователя суфизма и поздней иранской философии, много сделавшего для изучения этого периода развития арабо-мусульманской мысли.

 

А.В.Смирнов, д.филос.н., в.н.с. Института философии РАН