Арабо-мусульманская философия: программа учебной дисциплины / сост. А.В.Смирнов; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2009. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Составитель: член-корр. РАН, д.филос.н. Смирнов А.В., зав. сектором философии исламского мира Института философии РАН
Учебная дисциплина «Арабо-мусульманская философия» реализуется с целью ознакомить студентов с основными этапами развития арабо-мусульманской философии — классическим, постклассическим и современным, дать представление о пяти основных направлениях и школах классической исламской философии (мутазилизм, фальсафа, исмаилизм, ишракизм, суфизм), их эволюции в постклассический период, а также о новой тематике современной философии (реформаторство, отношение к наследию, усвоение западной философской традиции).
В курсе рассматриваются собственно философские, а не доктринальные и вероучительные, идеи и концепции, а также влияние философии на формирование исламской доктрины и соотношение доктринального и философского знания в исламе.
В задачи курса входит:
· дать общую характеристику особенностей исламской цивилизации, имеющих значение для развития философии;
· сопоставить развитие философского знания в средневековой Европе и Арабском халифате;
· дать ясные критерии демаркации философского и нефилософского знания;
· изучить основную тематику арабо-мусульманской философии на трех основных этапах ее развития, уделяя особое внимание классическому;
· показать обусловленность арабо-мусульманской философии внутренней проблематикой мировоззрения и картины мира, характерной для исламской цивилизации, и ее нередуцируемость к другим философским традициям;
· дать представление о восприятии античной философии арабской философской мыслью и о роли античной философии в развитии арабо-мусульманской философии;
· уделить внимание изучению первоисточников.
В результате изучения учебной дисциплины обучаемые должны:
знать проблематику, общую для пяти течений и школ классического периода, включающую в себя вопросы метафизики (Первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования/несуществования и соотношение между ними, причинность), теории познания (истина, типология знания, интуитивное и дискурсивное познание), учения о человеке (человек как наделенный способностью действия и познания, практически-созерцательное отношение человека к миру и Первоначалу), свободно ориентироваться в этом проблемном поле, понимая способ постановки задач в его пределах и их разрешения, усвоить категориальный аппарат арабо-мусульманской философии; понимать влияние ранней арабо-мусульманской философии на становление исламской доктринальной мысли, значение антимутазилитской полемики для становления исламского вероучения; знать основные этапы развития каждой из школ и направлений арабо-мусульманской философии, основные фигуры и тексты; понимать значение проблематики, задававшей парадигму философствования в классическую эпоху, для эволюции философии в постклассический период; знать основные интеллектуальные и философские течения рубежа XIX-XX вв. (реформаторство, возрожденчество), а также постколониального периода (отношение к классическому наследию и определение путей эволюции исламских обществ), знать основные направления современной арабской философии, возникшие под влиянием западной философии;
уметь самостоятельно работать с первоисточниками по арабо-мусульманской философии, отличать философские тексты и проблемы от нефилософских, самостоятельно вычленять философскую проблематику в первоисточниках, сравнивать постановку и решение философских проблем различными мыслителями и аргументированно доказывать свою точку зрения;
быть ознакомленными с ролью и местом арабо-мусульманской философии в ряду других философских традиций, с влиянием классической арабо-мусульманской философии на философию и мировоззрение Запада, с местом арабо-мусульманской философии в системе классической арабо-мусульманской культуры.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры (по учебному плану) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Общая трудоемкость, в т.ч. |
|
|
|
82 |
82 |
82 |
82 |
|
|
|
|
Аудиторные занятия |
|
|
|
32 |
32 |
32 |
32 |
|
|
|
|
Лекции (Л) |
|
|
|
24 |
24 |
24 |
24 |
|
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
8 |
8 |
8 |
8 |
|
|
|
|
Лабораторные занятия (ЛЗ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретические (научно-практические) конференции (ТК) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсовая работа (Кур.раб.) |
|
|
|
10 |
10 |
12 |
12 |
|
|
|
|
Контрольные работы (КР) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельные работы под руководством преподавателя (СРРП) |
|
|
|
10 |
10 |
8 |
8 |
|
|
|
|
Контрольные занятия (КЗ) (зачеты, которые не выносятся на экзаменационную сессию) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
30 |
30 |
30 |
30 |
|
|
|
|
Виды итогового контроля |
|
|
|
зач. |
экз. |
зач. |
экз. |
|
|
|
|
Тема 1. Арабский язык и арабо-мусульманская философия.
Тема 2. Авторитетные тексты ислама, исламская доктрина и их значение для формирования и развития философии.
Тема 3. Ранние идейные течения в исламе, предшествовавшие возникновению философии.
Тема 4. Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития.
Тема 5. Общая характеристика мутазилизма.
Тема 6. Онтология мутазилитов.
Тема 7. Проблематика интерпретации божественных атрибутов.
Тема 8. Атомизм мутазилитов (время, пространство, вещество).
Тема 9. Причинность, теория действия и этика мутазилитов.
Тема 10. Общая характеристика фальсафы. Ал-Кинди – «Философ арабов».
Тема 11. Ал-Фараби — «Второй учитель».
Тема 12. Ибн Сина — «Шейх и глава».
Тема 13. Ибн Туфайл и судьба авиценновского наследия в Магрибе.
Тема 14. Ибн Рушд и аверроизм.
Тема 15. Этическая мысль в фальсафе.
Тема 16. Исмаилизм как философское течение.
Тема 17. Ранний ишракизм: философская система ас-Сухраварди.
Тема 18. Суфизм: этапы формирования и основные идеи.
Тема 19. Философский суфизм. Ибн Араби и вахдат ал-вуджуд.
Тема 20. Философия Ибн Халдуна.
Тема 21. Постклассическая философия.
Тема 22. Современная арабская философия.
Арабский язык как язык исламского откровения и классической арабо-мусульманской культуры. Языковая ситуация в арабском мире. Соотношение арабского литературного языка и разговорных диалектов. Особенности арабского языка как семитского языка, имеющие значение для формирования мировоззрения и картины мира. Понятие «языковое мышление» и арабское языковое мышление. Процессуальность картины мира, складывающейся для носителя арабского языка, и ее отличие от субстанциальной картины мира, подсказываемой европейскими языками.
Значение коранических идей для формирования парадигмы классической арабской философии «Бог-мир-человек» (Бог как абсолютно единое первоначало, мир как множественность, соотношение Бог-мир как проблема единство-множественность, человек как посредник между абсолютным единством и множественностью).
Коран и сунна как система авторитетных текстов в исламе, имеющих нормативных характер для исламского права и этики. Система «пяти категорий» (ал-ахкам ал-хамса) в фикхе. Различение категорического (ваджиб) и некатегорического (мандуб) типов императива, категорического (махзур) и некатегорического (макрух) типов запрета и проблематика категоричности в фикхе. Проблематика совмещения пятичленной классификации поступков в фикхе и бинарной (благо-зло) в этике.
Основные положения исламской доктрины и их значение для возникновения проблемного поля философии. Принцип тавхид и его толкования. «Непридание Богу соучастников» и значение этого принципа для понимания абсолютного единства Первоначала и его абсолютного отличия от мира. «Бог» (’аллах) и «то, что кроме Бога» (ма сива ’аллах) как дихотомия. Проблематика связи между Богом и миром при их абсолютном различии. Всеприсутствие Бога в мире и всемогущество Бога в отношении мира. Трансцендентность и имманентность Первоначала миру как кардинальная проблема арабо-мусульманской философии классического периода. Человек как наместник (халифа) Бога на земле и высшее из творений. Отсутствие положения о первородном грехе и следствия этого для исламской антропологии: отрицательное отношение к страданию, неповрежденность человеческой натуры (фитра), ее принципиальная достаточность для спасения, отсутствие представления о плотском как источнике зла, гармонизация телесного и душевного как путь к совершенствованию. Человек как принявший «залог веры» (амана) и ответственность за соблюдение Закона. Проблематика свободной воли человека и его автономного действия в соотнесении со всемогуществом, всезнанием и предопределением Бога. Человек как единственное существо, несущее ответственность за свои поступки, избегающее благодаря воскрешению («второму сотворению») всеобщей участи и гибели в конце времен и потому причастное к «нескончаемой» (абадийй) жизни (райская или адская участь). Проблема места человека в дихотомии «Бог»-«то, что кроме Бога» как стержень антропологической проблематики арабо-мусульманской философии классического периода.
Возникновение главных религиозно-политических течений в исламе — суннитов, шиитов и хариджитов; доктринальные различия суннитского и шиитского ислама; суннизм и суннитские представления о государстве и власти в исламе; эволюция шиитского направления в исламе; фикх (исламское правоведение и юриспруденция) и проблемное поле гуманитарных наук; источники и методы фикха; фикх и начатки рационализма в арабо-мусульманской мысли.
Понятие «философия» применительно к классической арабо-мусульманской культуре и его соотношение с понятием «фальсафа». Собственные характеристики философии: рационализм и универсализм. Рационализм как опора на принцип достаточного основания, проверяемость любых утверждений разумом и отсутствие запрета на исследование их рациональной обоснованности. Универсализм как стремление построить всеохватное знание, найдя предельное основание любых утверждений о бытии. Отличие философии с точки зрения этих критериев от религиозно-доктринального знания (нарушение рационализма при сохранении стремления к универсализму) и от научного знания (отсутствие стремления к универсализму при сохранении рационализма). Три этапа развития арабо-мусульманской философии: классический, постклассический и современный. Основные характеристики каждого этапа.
Возникновение мутазилизма. Васил ибн Ата и Амр ибн Убайд как основатели движения. Принцип «срединного положения» и его смысл в дискуссиях того времени о статусе совершившего «большой грех» (кабира). «Пять принципов» мутазилизма, их постепенное формирование и реинтерпретация в истории мутазилизма. Общая характеристика движения: рационализм и философский характер, отсутствие школы, основные направления раннего (доашаритского) мутазилизма (багдадское и басрийское) и основные представители (Бишр ибн ал-Мутамир, Абу ал-Хузайл ал-Аллаф и др.). Основные блоки философской проблематики, обсуждавшейся мутазилитами: онтология и система онтологических категорий; вопрос об атрибутах Бога; атомизм в понимании времени, пространства и вещества; теория действия и ее импликации для понимания автономии человеческого действия; причинность; этика. Ал-Ашари и ашаритский поворот, принцип би-ла кайф «не задавать вопрос “как”?». Ал-Матуриди и матуридизм. Превращение калама из философии в доктрину. Ашаризм и матуридизм как две основные формы доктринального калама. Посташаритский мутазилизм. Ал‑кади Абд ал-Джаббар и систематизация мутазилизма. Роль мутазилизма в становлении исламской доктрины.
Понятия вуджуд «существование», ‘адам «несуществование», субут «утвержденность». Их соотношение. Дискуссия о самостоятельности онтологического статуса «утвержденной» вещи. Роль понятия «утвержденность» для переинтерпретации «творения» (халк) как «давания существования» (иджад) утвержденной вещи. Дискуссия о статусе ма‘дум «несуществующего» как вещи. Онтологические категории «второго ряда»: худус «возникновение», бака’ «пребывание», фана’ «гибель» и их производные. Понимание категорий бака’ и фана’ как акциденций, отделение понятия «вещь» от понятий, выражающих онтологический статус вещи, и логическое предшествование первого вторым.
Понятия сифа «атрибут» и ’исм «имя»: атрибутом является имя действия (например, ирада «воление»), а именем — имя действователя (мурид «волящий»). Доктринальная трактовка «прекрасных имен Бога». Классификации божественных имен: «имена красоты» (асма’ ал‑джамал) и «имена величия» (асма’ ал‑джалал). «Имена самости» (асма’ аз‑зат) и «имена действия» (асма’ ал‑фи‘л). Значение интерпретации атрибутов Бога для понимания связи между Богом и миром. Проблема ташбих «уподобления» Бога миру при понимании антропоморфных атрибутов в качестве «истинных» (хакика). Разделение атрибутов Бога на маджаз «метафорические» и хакика «истинные», метафорическая трактовка всех антропоморфных атрибутов. Истинные атрибуты. Атрибуты ‘илм «знание», кудра «могущество», ирада «воление» как основные для описания отношения Бога к миру. Атрибут хайат «жизнь» как необходимый атрибут знающего, могущего и волящего субъекта действия. Основные стратегии трактовки атрибутов «знание», «могущество», «воление». Понимание атрибутов как утверждение самости (зат) Бога и отрицание противоположности атрибута. Построение конфигурации «действующий-претерпевающее/действие» как объяснение ма‘нан «смысла» истинных атрибутов. Онтологический статус вещи как «утвержденной» (сабит), не «существующей» (мавджуд) и не «несуществующей» (ма‘дум), при такой трактовке атрибутов. Дискуссия о том, благодаря чему Бог является, например, «знающим»: благодаря своей «самости» или благодаря «знанию», философский смысл этой дискуссии. Проблематика несовпадения объемов понятий «известное (Богу)», «подвластное (Богу)», «желаемое (Богу)» и импликации этого для проблемы тавхид. Отношение доктринальной мысли к дискуссиям мутазилитов, обвинение мутазилитов в та‘тил «выхолащивании» божественных атрибутов.
Различие подходов: спор атомистов и антиатомистов, различие в трактовке атома и возможности его одиночного существования. Отождествление атома и субстанции. Время и пространство, понимаемые не как вместилища событий и вещей, а как их функции. Атомистическая концепция времени. Понятие «момент времени» (заман фард, вакт фард). Момент времени как функция двух событий (уничтожения и возникновения), а не их вместилище. Понимание атомарного момента времени как процессуального перехода, соединяющего два события. Движение и покой, их определение. Движение и покой как процессуальный переход между двумя состояниями тела в последовательные атомы времени. Невозможность зеноновских апорий, связанных с движением, в системе мутазилитского понимания времени, движения и предикации. Несовместимость мутазилитского и аристотелевского пониманий времени. Атомизм в трактовке вещества и пространства. Построение пространства «снизу вверх» вместе с наращиванием структуры вещества. Пространство как функция вещества, а не его вместилище. Высшие пространственные измерения как процессуальный переход между парой противополагаемых низших пространственных измерений. Несовместимость мутазилитского и аристотелевского пониманий пространства.
Субстанции и акциденции. Обновление акциденций в каждый атом времени и значение этой теории для объяснения изменений в мире. Понимание причинности. Причина, действующая «неизбежно» (естественная причинность), и причина, действующая «в зависимости от выбора» человека (Закон, дающий награду или наказание в зависимости от действий человека).
Теория действия. Вопрос об истинном и метафорическом действователе. Понятия истита‘а «способность», кудра «могущество». Воля и могущество как скрытая (батин) и явная (захир) стороны, действие как их процессуальная связь. Бог и человек как истинные действователи. Полемика вокруг понимании сотворенности и несотворенности воли. Трактовка воли как свободного выбора (ихтийар). Полемика вокруг вопроса о соотношении сфер могущества человека и Бога. Понятия «кадариты» и «джабариты», их история, флуктуации содержания. Значение мутазилитской позиции для утверждения абсолютной ответственности человека за свои поступки. Понятие касб «присвоение» в общем контексте теории действия и применительно к человеку. Ашаритская и матуридитская позиции по вопросу об автономии действия и свободе воли. Эволюция поздней доктрины в направлении утверждения о полной подвластности компонентов человеческого действия (воли и могущества) Богу. «Ал-Фикх ал-акбар» Абу Ханифы и проблема автономии действия.
Этическая проблематика и проблема зла. Теодицея мутазилитов. Строгая ответственность человека за свои поступки. Значение ригористической этики мутазилитов для трактовки вопроса о возможности различения «больших» (кабира) и «малых» (сагира) грехов. Вопрос о сотворенности Корана и аргументация мутазилитов. Доктринальное решение вопроса в сравнении с мутазилитской позицией. Вопрос о конечности действий человека и его импликации для вопроса о конечности рая и ада.
История возникновения школы «фальсафа». Античные источники, роль аристотелизма, неоплатонизма и платонизма в становлении фальсафы. «Теология Аристотеля». Общая характеристика проблематики и основные представители. Соотношение заимствованной проблематики и собственной разработки не-античных учений. Ал-Кинди о структуре и задачах философского знания. Виды знания. Понимание причинности, два класса причин и соотношение между ними.
Логические трактаты и их значение для распространения аристотелевской логики в арабо-мусульманском мире. История заимствования аристотелевской логики в арабо-мусульманском мире. Принципы изложения аристотелевской логики. Членение логики на два раздела: учение о понятии и учение о суждении. Влияние классической арабской филологии на учение о понятии в логике. Силлогистика. Критика софизмов. Роль и место аристотелевской логики в арабо-мусульманской интеллектуальной культуре. Онтологическая проблематика. Разработка понятий «возможность», «необходимость», «невозможность» в онтологическом ключе. Взгляд на идеальное устройство общества. «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и «Гражданская политика».
Ибн Сина и спор о сути его подлинных взглядов, влияние Ибн Сины на ас‑Сухраварди-ишракита. Онтология Ибн Сины, система категорий «возможное», «необходимое-благодаря-другому», «необходимое-благодаря-себе», «невозможное-благодаря-другому», «невозможное-благодаря-себе». Смысл утверждения о первичности вещи в отношении ее существования и несуществования. Авиценновская и аристотелевская линии в понимании соотношения вещи и существования. Вопрос о начале. Теория причинности и иерархия причин от Первоначала к конечному сущему. Теория познания. Логическое знание и интуиция, независимость интуитивного познания от источников рационального познания, соотношение рационального и интуитивного путей познания и преимущества последнего. Физическое учение Ибн Сины. Теория пространства. Категории «материя», «форма». Первоэлементы и смеси, классы существ. Космология. Критика фальсафы со стороны ал-Газали в Тахафут ал-фаласифа «Опровержении философов».
Западный (магрибинский) этап развития фальсафы. Ибн Туфайл и его «Хайй ибн Йакзан», соотношение с одноименным произведением Ибн Сины и «Чужбиной Запада» ас-Сухраварди. Основная проблематика романа. Чувственное и рациональное познание, их границы. Вопрос о Первоначале и его непостижимость рациональными методами. Вопрос о вечности или сотворенности мира. Интуитивное познание Первоначала. Невозможность передать полное знание массам, вопрос о знании для «элиты» (хасса) и «масс» (‘амма).
Ибн Рушд — завершитель традиции фальсафы. Комментаторские труды Ибн Рушда и его критика онтологии Ибн Сины. «Опровержение опровержения» как попытка ответа на критику ал-Газали. «Рассуждение, выносящее решение…» и стремление утвердить обязательность (вуджуб) философии для мусульманина в качестве метода обретения истины. Единственность истины, соотношение философии и религии. Латинский аверроизм и сравнение позиции Ибн Рушда с теорией «двух истин» в западной теолого-философской мысли. Дальнейшая судьба фальсафы, фигуры второго ряда и влияние на доктрину.
Заимствование античных учений, основные источники для этики фальсафы. Аристотелианская линия. «Никомахова этика» и комментарии на нее. Этическая проблематика фальсафы: понятия фадила «добродетель» и разила «порок». Понятие ахлак «нравы». Совершенствование нравов как основная цель. Основные представители: Йахйа Ибн ‘Ади, Мискавайх, Насир ад‑Дин ат-Туси и их трактаты об «исправлении нравов». Соотношение проблематики этической мысли в фальсафе с архитектоникой мусульманской этики. Понятие ихсан «доброделание» в контексте этики фальсафы. Неаристотелевское (неоплатоническое) понимание блага и зла в фальсафе. Совершенствование как освобождение от тела и слияние с Первоначалом. Посмертная участь совершенных и несовершенных душ.
История исмаилитов. Ал-Кирмани и его роль в развитии исмаилизма, полемика с ад-Дарази. Рахат ал-акл «Успокоение разума» как основное произведение исмаилитской философии. Основные оригинальные блоки в философской системе ал‑Кирмани: проблематика онтологического статуса Первоначала-Бога (невозможность субъект-предикатных высказываний о Боге, будь то утвердительные или отрицательные; онтологический статус Бога — «утвержденность», не являющаяся, в отличие от бытия, предикатом и тождественная чистой «оности»); метод познания («уравновешивание» (тавазун) различных «миров», т.е. установление структурного соответствия между подсистемами Универсума); понимание смысла человеческой истории и роли исмаилитского социума (достижение Универсумом своего совершенства, т.е. завершение творения, благодаря совокупному этико-познавательному усилию совершенного человечества). Натурфилософия аль-Кирмани. Эманационизм, понимание человеческого совершенства и эсхатология исмаилитов. Роль исмаилитской философии в контексте арабо-мусульманской философии и культуры. «Братья чистоты». Насир-и Хосров, Насир ад-Дин ат-Туси.
Возникновение и эволюция. Ас-Сухраварди и его Хикмат ал-ишрак «Философия озарения». Отличительные черты сухравардийского ишракизма: интуитивизм, сенсуализм, номинализм. Соотношение интуитивного и логического знания. Теория человеческого совершенства и политические взгляды. Метафизика ишракизма: понятия «свет» (нур, дав’), «тьма» (зулма), «преграда» (барзах). Классификация и иерархия светов. Свет светов и чистые светы. Светы и человеческая душа. Эсхатология ас-Сухраварди. Дальнейшая эволюция ишракизма.
Возникновение и развитие. Ранний суфизм (зухд) (Ибрахим ибн Адхам, Зу-н-Нун ал-Мисри, Раби‘а ал-‘Адавийа). Движение маламатиййа и каландариййа. Разработка суфийской теории и практики. Концепции Пути (тарик) и «избранничества» (вилайа). Сахл ат-Тустари, ал-Халладж, ан-Нури, Абу Йазид ал-Бистами, ал-Джунайд и их учения. Складывание суфийских братств-тарикатов. Суфийская духовная практика. Учение о Богопознании (ма‘рифа), внешние и внутренние условия Богопознания (рийада, зикр, муракаба, мушахада); «стоянки» (макамат) и «состояния» (ахвал); учение о цели Пути (фана’-бака’-ваджд).
Возникновение философского суфизма, учение о «единстве созерцания» (вахдат аш-шухуд) и учение Ибн ‘Араби о «единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд). Атомистическая концепция времени как основание онтологии философского суфизма. Понятия «вечность» и «время». Бог и мир как «Истина» и «Творение», как «явное» и «скрытое» миропорядка. Их двуединство и ежемгновенный переход между ними. Концептуализация двуединства мира и Бога. Учение о «третьей вещи» как обеспечивающей процессуальный переход между Богом и миром. Отождествление «третьей вещи» и «Совершенного человека». Хайра «растерянность» как суфийский метод познания, реализующий процессуальность перехода между явным и скрытым. Импликации суфийской онтологии для понимания причинности. Веротерпимость. Вопрос об истинном вероисповедании как неотрицании истины любого другого вероисповедания. Дальнейшая судьба философского суфизма.
Ибн Халдун: история жизни и творчества. Место в истории арабской и мировой философии. Аль-Мукаддима «Введение»: история создания, текстология и проблемы интерпретации. Проблема целостности «новой науки» Ибн Халдуна. Методология и категориальная система Ибн Халдуна и принципы ее построения. Соотношение ‘умран (обустроенность) как высшей категории с иджтима‘ (общежитие) и ‘асабиййа (спаянность) как явной и скрытой сторонами социальной жизни. Две стадии обустроенности: бадава (внегородская) и хадара (городская). Конкретизация иджтима‘ и ‘асабиййа применительно к этим двух стадиям. Превращение ‘асабиййа в мулк (владение) и становление государства. Стадии эволюции государства. Ибн Халдун об экономической жизни и экономических законах. Трудовая теория стоимости. Ибн Халдун о науках и ремеслах классической исламской цивилизации.
Кутб ад-Дин аш‑Ширази. Исфаганская школа: Мир Дамад, Садр ад-Дин аш-Ширази. Эволюция ишракизма и его превращение в ‘ирфан. Отказ от всех значимых отличительных тезисов раннего (сухравардийского) ишракизма в комментаторской традиции и ‘ирфане. ‘Ирфан как эклектическое смешение ишракизма, фальсафы, суфизма и шиитской доктрины. Эволюция фальсафы и восприятие ее идей в доктринальной мысли.
Колониальный период развития арабо-мусульманской мысли. Кризис традиционного знания, выход на передний план социально-философской проблематики. Причины отсталости исламских стран как основной вопрос. Арабское культурное возрождение (нахда) и движение за реформирование ислама как основные направления социально-философской и культурно-политической мысли второй половины XIX – начала XX вв. Направления реформаторства. Ал‑Афгани, М. Абдо, М. Икбал. Влияние западной философии. Распространение идей неопозитивизма, экзистенциализма, персонализма, марксизма. Постколониальный период. Проблема отношения к культурному наследию и к исламу как основе классической цивилизации. Обсуждение вопросов, связанных с пониманием «современности», отождествляемой с западной культурой.
№ Раздела, темы |
Наименование раздела, темы, формы промежуточного контроля |
Общая трудоемкость теоретического обучения
|
|||||||||
Всего на теоретическое обучение |
Объем учебной работы студента
|
Время на экзаменационную сессию |
|||||||||
Всего на учебную работу |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа
|
|||||||||
Всего на аудиторные занятия |
В том числе по видам аудиторных занятий: |
||||||||||
Л |
С |
ПЗ |
КР |
КЗ |
|||||||
3 семестр |
|||||||||||
1. |
Арабский язык и арабо-мусульманская философия |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
8 |
|
2. |
Авторитетные тексты ислама, исламская доктрина и их значение для формирования и развития философии. |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
8 |
|
3. |
Ранние идейные течения в исламе, предшествовавшие возникновению философии. |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
8 |
|
4. |
Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития. |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
8 |
|
5. |
Общая характеристика мутазилизма. |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
8 |
|
6. |
Онтология мутазилитов. |
|
|
|
6 |
2 |
|
|
|
10 |
|
|
Форма промежуточного контроля: |
|
|||||||||
|
в рамках зачетной недели:
в рамках экзаменационной сессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в рамках экзаменационной сессии
в рамках экзаменационной сессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего за семестр: |
|
82 |
32 |
24 |
8 |
|
|
|
50 |
|
4 семестр |
|||||||||||
7. |
Проблематика интерпретации божественных атрибутов. |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
10 |
|
8. |
Атомизм мутазилитов (время, пространство, вещество). |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
8 |
|
9. |
Причинность, теория действия и этика мутазилитов. |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
8 |
|
10. |
Общая характеристика фальсафы. Ал-Кинди – «Философ арабов». |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
8 |
|
11. |
Ал-Фараби — «Второй учитель». |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
8 |
|
12. |
Ибн Сина — «Шейх и глава». |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
8 |
|
|
Форма промежуточного контроля: |
|
|||||||||
|
в рамках зачетной недели:
в рамках экзаменационной сессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в рамках экзаменационной сессии
в рамках экзаменационной сессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего за семестр: |
|
82 |
32 |
24 |
8 |
|
|
|
50 |
|
5 семестр |
|||||||||||
13. |
Ибн Туфайл и судьба авиценновского наследия в Магрибе. |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
7 |
|
14. |
Ибн Рушд и аверроизм. |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
10 |
|
15. |
Этическая мысль в фальсафе. |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
8 |
|
16. |
Исмаилизм как философское течение |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
8 |
|
17. |
Ранний ишракизм: философская система ас-Сухраварди |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
8 |
|
18. |
Суфизм: этапы формирования и основные идеи. |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
8 |
|
|
Форма промежуточного контроля: |
|
|||||||||
|
в рамках зачетной недели:
в рамках экзаменационной сессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в рамках экзаменационной сессии
в рамках экзаменационной сессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего за семестр: |
|
82 |
32 |
24 |
8 |
|
|
|
50 |
|
6 семестр |
|||||||||||
19. |
Философский суфизм. Ибн Араби и вахдат ал-вуджуд |
|
|
|
6 |
3 |
|
|
|
|
15 |
20. |
Философия Ибн Халдуна. |
|
|
|
6 |
3 |
|
|
|
|
15 |
21. |
Постклассическая философия. |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
|
10 |
22. |
Современная арабская философия. |
|
|
|
8 |
2 |
|
|
|
|
10 |
|
Форма промежуточного контроля: |
|
|||||||||
|
в рамках зачетной недели:
в рамках экзаменационной сессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в рамках экзаменационной сессии
в рамках экзаменационной сессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего за семестр: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по дисциплине: |
|
82 |
32 |
24 |
8 |
|
|
|
|
50 |
Новая философская энциклопедия. ТТ.1-4. М., 2000-2001. Цикл статей по арабо-мусульманской философии (см. указатель в 4 т., электронный вариант: http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/enc_sps.htm)
Энциклопедия «Кругосвет». Статьи по классической арабской философии: http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/mvn/ind.htm.
Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. Статьи по мусульманской этике <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/eth_sps.htm>
Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
А.В.Смирнов. Словарь средневековой арабской философской лексики // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.379-520 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/slov_vv.htm>
А.В.Смирнов. Словарь категорий: арабская традиция // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001, с.346-382 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/slc_i.htm>
Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.
Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии: Средние века и современность. Учебное пособие. М.: ИФРАН, 2006.
Григорян С.Н. Из истории философий Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока М., 1961.
Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В. Сагадеева. ТТ. 1-2. N. Y., 2000.
Абу Ханифа. Ал-фикх ал-акбар. В: Смирнов А.В. Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар Абу Ханифы). Введение, перевод с араб. и комментарии // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.: РГГУ, 2000, с. 52-86 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/fa_ind.htm>
Аверроэс. Опровержение Опровержения. К.-СПб., 1999.
Авиценна (Абу Али Ибн Сина). Книга знания. Избранные философские произведения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
Ал-Ашари. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (Макалат ал-исламиййин) // М.Т.Степанянц. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. 1-е изд. М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1997, с.365-384 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/maqalat.htm>
Бахманйар ал-Азербайджани. Ат-Тахсил (Познание). ТТ. 1-3. Баку, 1983-1986.
Аль-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере. Правильные весы / пер. с арабского, исследование и комментарий В.В.Наумкина. М.: Наука, 1980
Ибн Араби. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфмзма. М., 1993. <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/bezels/ogl.htm>
Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995.
Ибн Араби. [Наставления ищущему Бога.] Мекканские откровения (отрывок). Введение, пер. с араб. и комм. А.В.Смирнова // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.296-338 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/wasaya.htm>
Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией // Антология мировой философии. Т.1, Ч.2. М.: Мысль, 1969, сс.751-755
Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.
Ибн Сина. Трактат о Хайе, сыне Якзана // Сагадеев А.В. Ибн Сина. 1-е изд. М.: Мысль, 1980, с.220-230
Ибн Халдун. Введение (ал‑Мукаддима) // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, с.187-217 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts_2/ikh_t_i.htm>
Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М., 2002.
Ал-Кирмани. Успокоение разума. М.: Ладомир, 1995. <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ur.htm>
Мискавейх. Трактат о природе справедливости / Пер. и коммент. З.И.Гусейновой. // Историко-философский ежегодник - 98. М.: Наука, 2000, стр.286-300 <http://iph.ras.ru/~orient/local/miskadlp.pdf >
Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970
Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973
Ал-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1985
Аш-Ширази, Садр ад-Дин. Престольная мудрость. М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН, 2004
Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2002.
Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994
Игнатенко А.А. В поисках счастья. М.: Мысль, 1989
Рудольф У. Ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде. Алматы, 1999.
Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998.
Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М.: Мысль, 1973.
Сагадеев А. В. Ибн Сина. М.: Мысль, 1980 (2 изд.: М.: Мысль, 1985).
Сагадеев А. В. Восточный перипатетизм. N. Y., 1999.
Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). Москва: "Наука" (издательская фирма "Восточная литература"), 1993 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/shaykh.htm>
Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ls/annot.htm>
Смирнов А.В. История классической арабской философии // Вестник Российского гуманитарного научного фонда 2006, № 1 (42). М., 2006, стр.106-113 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts_2/iaph_i.htm>
Степанянц. М.Т.Мусульманские концепции в философии и политике 19-20 вв. М., 1982.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987
Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1990.
Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М., 1979.
Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца 18-19 веков. Казань, 2001.
Рекомендуемая литература (дополнительная):
Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003.
Амирханов Р. М. Татарская социально-философская мысль Средневековья. Казань, 1993.
Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры М., 1983.
Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.
Бертельс Е.Э. Избранные труды: суфизм и суфийская литература. М., 1965.
Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х. Ал-Фараби в истории культуры. М., 1975.
Диноршоев М. Натурфилософия Ибн-Сины. Душанбе, 1985.
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе. 1987.
Закуев А. К. Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961.
Закуев А. К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961.
Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби М., 1982.
Кирабаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока: эпоха средневековья. М., 1987.
Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988.
Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.
Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. СПб., 2004.
Кули-Заде З. Закономерности развития восточной философии 13-16 вв. и проблема Запад-Восток. Баку, 1983.
Кулматов Н. Фахриддин Рази. Душанбе, 1980.
Одилов Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми. Душанбе, 1974.
Серебряков С.Б. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви. Тбилиси, 1976.
Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. Алма-Ата, 1984.
Сравнительная философия: Запад-Восток-Россия. М.: Вост. лит., 2000.
Сравнительная философия: моральная философия в контексте многообразия культур. М.: Вост. лит., 2004.
Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008
Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. — М.: ИФРАН, 2005 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ls_osn/annot.htm>
Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.
Универсалии восточных культур. М.: Вост. лит., 2001.
Философское наследие народов Востока и современность. М., 1983.
Философия и религия на зарубежном Востоке: XX в. М., 1985.
Фролов Д.В. Арабская филология. М.: Языки славянских культур, 2006
Хазраткулов М. Философские взгляды Садриддина Ширази. Душанбе, 1985.
Хайруллаев М.М. Ал-Фараби: эпоха и учение. Ташкент, 1975.
Хисматулин А.А. Суфизм. СПб., 1999.
Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981.
Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999.
5.2 Методические рекомендации преподавателю
Рекомендуется вводить материал после добротного ознакомления студентов с классической и современной арабо-мусульманской культурой, после овладения ими необходимыми знаниями по истории, языку, основным наукам классического периода и их структуре, авторитетным текстам ислама (Коран и сунна), истории ислама как религии, исламской доктрине.
Поскольку авторы, пишущие по арабо-мусульманской философии, придерживаются различных, а нередко разнородных и даже несовместимых позиций, рекомендуется выбрать определенную линию в трактовке арабо-мусульманской философии, давая студентам литературу с соответствующими комментариями. Студенты должны ориентироваться в различии подходов и аргументации в пользу каждого из них.
5.3 Методические указания студентам
При овладении курсом ориентироваться на контрольные вопросы. Основное внимание в самостоятельной работе уделить чтению и анализу первоисточников. Активно использовать материалы рекомендованного сайта smirnov.iph.ras.ru.
5.4 Рекомендации по использованию информационных технологий
Рекомендуется использовать материалы сайта smirnov.iph.ras.ru, в том числе:
1. http://iph.ras.ru/~orient/win/teach/txtbooks.htm — учебники и учебные материалы по арабо-мусульманской философии
2. http://iph.ras.ru/~orient/win/teach/library.htm — библиография и библиотека переводов на русский язык произведений по арабо-мусульманской философии
5.5 Примерная тематика рефератов
1. Кораническая и доктринальная картина мира и ее значение для возникновения арабо-мусульманской философии
2. Атомизм мутазилитов и аристотелианский континуализм в истории арабо-мусульманской философии
3. Дискуссии об автономии действия человека в мутазилизме и доктринальной мысли ислама
4. Ригористическая этика мутазилитов
5. «Макалат ал-исламиййин» ал-Аш‘ари как доксография мутазилизма
6. Ас-Сухраварди и систематизация раннего ишракизма
7. «Успокоение разума» ал-Кирмани и его место в арабо-мусульманской философии
8. «Геммы мудрости» Ибн Араби и философия суфизма
9. «Ал-Мукаддима» Ибн Халдуна и ее основные идеи
10. Теория причинности в фалсафе.
11. Логические учения фаласифа.
12. Онтология фалсафы. Авиценновская и аристотелевская линии.
13. Политическая утопия аль-Фараби.
14. Ал-Газали и его «Опровержение философов».
15. «Опровержение опровержения» Ибн Рушда и ответ на критику ал-Газали.
16. «Рассуждение, выносящее решение…» и его основные идеи.
17. Садр ад-Дин аш-Ширази и «Престольная мудрость»
18. Предпосылки возникновения мистической традиции в исламе.
19. Вклад философского суфизма в арабо-мусульманскую философскую традицию.
20. Основные онтологические теории классической арабо-мусульманской философии
21. Основные гносеологические теории классической арабо-мусульманской философии
22. Соотношение политических трактатов ал-Фараби и исламской политической мысли (ал-Маварди и др.).
23. Постклассическая мусульманская философия
24. Реформаторство. Его основные направления и идеи.
25. М.Икбал и «Реконструкция…»
26. Арабское возрожденческое движение (нахда).
27. Постколониальная проблематика арабо-мусульманской философии.
28. Основные течения в арабо-мусульманской философии современности, возникшие под влиянием Запада.
29. Отношение к классическому наследию в современной арабо-мусульманской философии.
5.6 Примерный перечень вопросов, выносимых на итоговый контроль
1. Арабский язык и его влияние на формирование картины мира.
2. Основные этапы арабо-мусульманской философии, их характеристика.
3. Классический этап развития арабо-мусульманской философии, основные течения и школы, основные представители.
4. Источники классической арабской философии.
5. Парадигма классической арабской философии.
6. Исламская доктрина и её значение для возникновения проблемного поля философии. Бог и мир и связь между ними.
7. Кораническое понимание человека. Исламская антропология.
8. Ранние идейные течения в исламе и их значение для возникновения философии.
9. Демаркация философского знания. Основные критерии для вычленения философской проблематики.
10. Мутазилизм. История возникновения и общая характеристика.
11. Онтология мутазилитов.
12. Божественные атрибуты и их трактовка в мутазилизме.
13. Атомистические теории мутазилитов.
14. Субстанции и акциденции, причинность, объяснение изменения мира во времени.
15. Теория действия мутазилитов. Вопрос об автономии человеческого действия.
16. Ригористическая этика мутазилитов. Теодицея.
17. Ашаризм и матуридизм как доктринальные этапы калама. Влияние мутазилизма на исламскую доктрину.
18. Фальсафа. История возникновения, античные источники, основная проблематика.
19. Ал-Кинди – «Философ арабов».
20. Структура и задачи философского знания. Понимание причинности.
21. Ал-Фараби – «Второй учитель». Логические трактаты. Структура аристотелевской логики в изложении ал-Фараби.
22. Онтологическая проблематика у ал-Фараби. Понятия «возможность», «необходимость» как онтологические.
23. Ал-Фараби и политическая утопия. «Трактат о взглядах жителей…» и «Гражданская политика».
24. Ибн Сина. Общая характеристика взглядов, основные произведения.
25. Онтология Ибн Сины. Теория первичности вещи в отношении существования.
26. Причинность у Ибн Сины. Первоначало и иерархия причин.
27. Теория познания Ибн Сины. Логическое знание и интуиция.
28. Физика и натурфилософия Ибн Сины. Материя и форма. Пространство и время.
29. Критика фальсафы со стороны ал-Газали и ответ Ибн Рушда.
30. Ибн Туфайл как философ. «Хайй ибн Йакзан».
31. Ибн Рушд. Комментаторские труды. Онтология и ноология.
32. «Рассуждение, выносящее решение…» Ибн Рушда и его основные идеи.
33. Судьбы наследия фальсафы. Латинский аверроизм. Фальсафа в мусульманском мире после Ибн Рушда.
34. Этическая мысль в фальсафе. Аристотелианская и неоплатоническая линии.
35. Философия исмаилизма.
36. Ранний ишракизм. Философская система ас-Сухраварди.
37. Философия Ибн Халдуна. Основные категории науки об ‘умран.
38. Исфаганская школа и возникновение ‘ирфана.
39. Школы в раннем аскетическом движении.
40. Учение о фана’ Абу Йазида ал-Бистами.
41. Место концепции «единства бытия» в философском суфизме.
42. Онтология Ибн Араби. Вечное и временное бытие и соотношение между ними.
43. Атомистическая концепция времени и ее роль в формировании суфийской философии
44. «Совершенный человек» и его основные трактовки в философии суфизма.
45. Двуединство Бога и мира у Ибн Араби. «Третья вещь».
46. Причинность у Ибн Араби.
47. Хайра как способ познания в суфизме. Отличие хайра от прежних стратегий познания в арабо-мусульманской философии
48. Специфика веротерпимости в философском суфизме.
49. Реформаторское движение. Афгани, М. Абдо, М. Икбал.
50. Новые тенденции в философии, возникшие во второй половине XX в. Усиление интереса к научному знанию, философии науки и логике. З.Н. Махмуд как пропагандист логического позитивизма.
51. Распространение идей марксизма. Различие позиций отдельных философов – от догматического марксизма к марксизму творческому, понимание его как методологии исследования. Место идей секуляризма.
52. «Арабские левые» как особое движение в философской культуре.
53. Понимание роли наследия для современной культуры.
54. Взгляд на роль западной культуры (философии) для развития современной исламской мысли.
5.7 Примерный перечень выпускных квалификационных работ:
1. Мутазилизм как философское течение.
2. Фальсафа как философская школа.
3. Основные черты философии исмаилизма.
4. Ранний ишракизм как философская система.
5. Философия суфизма в контексте арабо-мусульманской культуры.
6. Ибн Халдун и его наука об ‘умран.
7. Постклассический период арабо-мусульманской философии.
8. Исламское реформаторство.
9. Современная арабо-мусульманская философия.