ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

ПРОГРАММА

курса для магистрантов философского факультета НГУ

 

Автор-составитель М.Н. Вольф

 

Курс лекций, подготовленный на основе данной программы, апробирован на философском факультете НГУ. Рекомендуется магистрантам философского факультета НГУ, специализирующимся в области истории философии.

 

Ó Новосибирский государственный университет, 2004


 

I. Организационно-методический раздел

 

Предметом данного спецкурса является средневековая арабаская философия.

Цель спецкурса. Рассмотреть основные течения и школы классичес­кой арабо-мусульманской философии.

Задачи спецкурса. Арабская философия - традиция философской рефлексии, возникшая и получившая развитие в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации. История арабской философии включает три основных этапа: классический, или средневековый (VIII-XV вв.); позднее средневековье (XVI-XIX вв.); современность (2-я пол. XIX-XX вв.).

Материал курса не предполагает уделять внимание истории арабской философии во всей ее полноте а сосредоточен только на первом ее этапе, наиболее продуктивном и наиболее интересном с точки зрения формирования и трансляции именно философских (а не теологических) идей и концепций.

В задачи курса входит:

§         дать общую характеристику осо­бенностей мусульманской цивилизации;

§         сопоставить развитие философ­ского знания в средневековой Европе и Арабском халифате;

§         изучить основные течения и школы классичес­кой арабо-мусульманской философии;

§         уделить внимание изучению первоисточников.

Спецкурс дает представление о классическом периоде, начинающемся спустя приблизительно сто лет после возникновения ислама, за которые новое мировоззрение овладело умами. За это время исламское государство распространилось на территориях Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, включив в свою орбиту народы, испытавшие значительное влияние философского наследия античности и исповедовавшие зороастризм, христианство, гностицизм. Эти факторы оказали свое воздействие на зарождение теоретической рефлексии в арабо-исламском мире, но она, конечно, не сводится к сумме внешних влияний и заимствований.

Спецкурс направлен на изучение внутренней сущности арабской философии, определяемой как общим характером философии, так и особенностями классической арабо-исламской культуры и не замыкается на внешних критериях совпадения с вопросами, поставленными античной философией. При таком подходе арабская философия оказывается представленной пятью основными течениями: каламом, арабоязычным перипатетизмом, исмаилизмом, ишракизмом (иллюминативизм) и суфизмом (исламский мистицизм). Существует общий для названных пяти течений и школ блок проблематики. Он включает в себя вопросы метафизики (Первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования/несуществования и соотношение между ними, причинность), теории познания (истина, типология знания, интуитивное и дискурсивное познание), учения о человеке (человек как наделенный способностью действия и познания, практически-созерцательное отношение человека к миру и Первоначалу). Этому проблемному полю, способу постановки задач в его пределах и их разрешению посвящен предлагаемый спецкурс.

Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании курса слушатели должны:

§           сформировать представление о методах и задачах в изучении арабской философии;

§           представлять общую картину развития философ­ского знания в средневековой Европе и Арабском халифате;

§           ориентироваться в современных концепциях и исследованиях по данной тематике;

§           знать основные направления, проблематику и персоналии, основные течения и школы классичес­кой арабо-мусульманской философии.

Распределение часов курса по темам и видам работы. Спецкурс предполагает 36 аудиторных часа работы над 15 темами. Каждая из тем предполагают от 2 до 4 часов самостоятельной работы студента с литературой.

Форма контроля. Для контроля за усвоением материала данного спецкурса предусмотрен зачет в конце спецкурса. Оценка «зачет» является итоговой по спецкурсу и проставляется в приложении к диплому (выписке из зачетной книжки).

 

II. Содержание курса

 

Разделы спецкурса. Спецкурс состоит из следующих разделов:

§           Ислам (общие положения). Социально-исторические предпосылки возникновения и развития классической арабо-мусульманской философии (тема 1).

 

§           Философия калама (темы 2-5).

§           Арабский перипатеизм (темы 6-10)

§           Суфийская философия (темы 11-13)

§           Другие философские течения: исмаилизм, ишракизм, «Братья чистоты» (тема 14).

§           Заключение (тема 15)

 

Тема 1. Ислам (общие положения). Социально-исторические предпосылки возникновения и развития классической арабо-мусульманской философии.

Предмет и обоснование курса. Истоки и историко-культурные предпосылки возникновения ислама. Возникновение ислама. Коран и коранистика. Сунна и ее роль в развитии исламского духовного комплекса (хадисы и хадисоведение). Основные положения мусульманской догматики. Культово-обрядовые предписания ислама. Основные направления в исламе. Фундаментальный раскол ислама (VII – VIII вв.). Суннизм. Суннитские представления о государстве и власти в исламе. Эволюция шиитского направления в исламе: догматика и ритуал. Суннитское богословие в средние века: эволюция мусульманской теолого-философской мысли.

­Идеал знания и традиционно-познавательное отношение к дей­ствительности в исламе. Особенности мусульманской цивилизации. Гуманизм в средневековой мусульманской культуре. Социокультурные факторы развития свободомыслия мусульманского средне­вековья. Статус философии в средневековом мусульманском обще­стве. Фальсафа и другие философско-рефлексивные формы оппозиции суннитскому традиционализму.

Основная литература

Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М.: Наука, 1973.

Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.: Наука.1983.

Смирнов А.В. Арабская традиция (словарь) // Универсалии восточных культур. М., 2001.

«Новая философская энциклопедия» // Статьи по средневековой арабской философии. А.В. Смирнов. М.: Мысль, 2000-2001

Дополнительная литература

Бартольд В.В. Соч., Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966. Т.VI.

Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры, М.,1981.

Ислам. Краткий справочник. М., 1983.

Коран /Пер. Крачковского И.Ю. М., 1963.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. Paris, 1972. - Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y., 1983.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

 

Тема 2.  Калам: становление философии в рамках спекулятивной теологии ислама.

Понятия и проблемы средневековой арабо-мусульманской философии. Фикх и начатки рационализма в мусульманской философии. Ис­точники и методы в мусульманском правоведении. Исторический аспект становления проблематики калама: Коран как новая реальность; составление Корана и проблема его интерпретации; некоторые теологические расхождения в исламе в период зарождения калама – полемика кадаритов и джабритов и становление проблематики свободы воли, становление проблематики божественных атрибутов. Полемика антропоморфистов и неантропоморфистов.

Основная проблематика калама. Описание первоначала, атрибуты, атрибуты самости, атрибуты действия. Концепция действия, проблема автономии человеческого действия, понятие «присвоения». Вещь: «существование», «несуществование», «возникновение», «утвержденность». Атомизм. Причинность. Основания связанности  Бога и мира, причина творения, причина закона, причина изменений в мире. Теория потаенности и явленности акциденций.

Основная литература

Сагадеев А.В. Калам (обзор) // Классический ислам: традиционные науки и философия. Москва, 1988, с.47-84

Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.,1983.

Дополнительная литература

Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку, 1980.

Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. М., 1960.

Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Средне­го Востока. М., 1966.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973.

Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.

Ибрагим Т.К. Материалистические тенденции в учении мутазилитов // Из истории философии освободившихся стран М., 1983, с. 34-43.

Коран /Пер. Крачковского И.Ю. М., 1963.

Ибрагим Т.К. Философия калама (VII-XV вв.): Автореферат дисс. ... д-ра филос. наук. М., 1984

Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М., 2001

Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. Москва, 1998.

Смирнов А.В. Что стоит за термином «средневековая арабская философия» (раздел «калам») //Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998. с.42-81

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. - Paris, 1972. Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. - P., 1964.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y., 1970.

Waizor R. Greek into Arabic. Essays on Islamic Philosophy. Oxford, 1962.

Watt M.W. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh, 1967.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

Wolfson H.A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.

 

Тема 3. Мутазилитский калам.

Метод и общая типизация проблем калама, пять «основ» мутазилитского калама. Рациональность как основание и характерная черта мутазилитского калама. Основные философско-теологические проблемы калама. Мутазилитский калам как учение о единстве и справедливости: Проблема божественных атрибутов; Проблема извечности или сотворенности Корана; Проблема сотворения мира; Проблема атомарной структуры мира; Проблема причинности и природы тел; Проблема свободной воли и предопределения, ответственности человека за свои поступки.

Превосходство разума над верой. Разграничение знания – абсолютного божественного и человеческого ограниченного. Необходимое человеческое знание (существование Бога, доказательство его бытия) и остальные знания –  чувственное и рациональное. Истинное знание, логика, сомнение, «покой души», «покой ума». 

Основная литература

Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.: Наука.1983.

Дополнительная литература

Смирнов А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама. Журнальный вариант: Вопросы философии, 1999, № 3, с.168-188. Полный текст: Сравнительная философия. М., 2000, с. 167-212

Жузе. Мутазилиты. Казань: Типогр. и литография В.М. Ключникова, 1899.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973.

Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. Paris, 1972. Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y.,1970.

Wolfson H.A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan. 1963.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

 

Тема 4. Основные представители мутазилитской философии.

Васил ибнАта: опровержение божественных атрибутов, вера в свободный выбор, срединная позиция грешников, неустановленные ошибки. Абу аль-Худайл ‘Аллаф. Аль-Наззам: опровержение власти бога над злом; опровержение воли бога; делимость каждой частицы до бесконечности, время ожидания и проявление (Kumun wa Buruz), материализм аль-Наззама. Бишр ибн аль-Му’тамир. Му’аммар: опровержение божественного знания,  опровержение божественной воли, бог как создатель субстанции, а не акциденций. Тамама. Аль-Джахиз. Аль-Джубба’и. Абу Хашим.

Основная литература

Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.: Наука.1983.

Дополнительная литература

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. Paris, 1972. Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y., 1970.

Wolfson H.A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

 

Тема 5. Ашаризм – второе крупное направление в каламе.

Аль-Мамун и михна. Крайний рационализм поздних мутазилитов. Ортодоксальная реакция. Развитие ортодоксальной теологии с использованием философского метода. Аль-Ашари, аль-Тахави (Египет), абу Мансур аль-Матуриди (Самарканд). Жизнь и работы аль-Ашари. Теологические и метафизические проблемы ашаритского калама. Девять принципов расхождения мутазилитов и ашаритов. Концепция бога и природы его атрибутов, догматизация проблемы, принцип понимания атрибутов би-ла кайф «без вопроса “как?”«, свобода человеческой воли, критерии истины и стандарты добра и зла, видение Бога, сотворенность Корана, обещание награды и угроза наказания, рациональные и нерациональные основания действий бога, ограниченность бога в создании наилучшего для его творений). Концепция присвоения аль-Ашари как «произведенное могущество». Аль-Бакыллани: субстанция как индивидуальное единство, моментальное существование акциденций, возможность совершенной пустоты.

Основная литература

Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тек­сты. М., 1997.

Дополнительная литература

Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. Москва, 1998.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. Paris, 1972. Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y.,1970.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

Wolfson H.A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.

 

Тема 6. Арабский перипатетизм (фалсафа). Первые светские философы.

История возникновения арабского перипатетизма. Трансляция античного философского наследия. Античные источники. Специфика арабского перипатетизма.

Аль-Кинди (800-ок. 879) – «философ арабов»,  родоначальник фалсафы. Концепция пяти прасубстанций. Класси­фикация наук и предмет философии. Структура и задачи философского знания. Виды знания. Философия и религия. Воп­рос о происхождении мира. Основные идеи космологии. Понимание причинности. Два класса причин и соотношение между ними.

Ноология (учение о разуме) восточных перипатетиков. Аль-Кинди: четыре вида интеллекта. Расхождение с ноологией Аристотеля и Александра Афродисийского. Деятельный разум и универсальные формы. Аль-Фараби: эманации космических разумов, классификация космических разумов; деятельный разум: проявления на уровне чувственного мира, человеческой души, правителя «добродетельного города». Ибн-Сина: «даритель форм», виды человеческого разума, «святой разум». Ибн-Рушд: трехчленная классификация интеллекта, материальный интеллект.

Основная литература

Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.

Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983.

Дополнительная литература

Аль-Кинди. Объяснение ближней действующей причины возникновения и уничтожения // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX – XIV вв. М., 1961.

Аль-Кинди. О первой философии // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IXXIV вв. М., 1961.

Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. N.-Y., The Edwin Mellen Press, 1999.

Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 2000.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVI 1 вв. М.: Высшая шко­ла, 1984.

Сагадеев А.В. Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В.Сагадеева. Т. 1-2. Нью-Йорк, 2000.

Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. Москва, 1998.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. Paris, 1972. Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y, 1970.

Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y.-L., 1968.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

 

Тема 7. Аль-Фараби (870-950) – «второй учитель» и развитие античной философской традиции.

Понятие и проблемы восточного перипатетизма. Классифика­ция наук. Учение о соотношении философии, религии и теологии. Предмет, задачи, структура логики. Проблема эманации. Основные идеи гражданской философии. Добродетельный город. Логические трактаты аль-Фараби. Социологические трактаты аль-Фараби. Взгляд аль-Фараби на идеальное устройство общества. Космология аль-Фараби. Малые произведения аль-Фараби. «Книга гемм».

Основная литература

Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тек­сты. М.,. 1997.

Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989.

Дополнительная литература

Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.

Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1970.

Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.

Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата, 1987.

Абу Наср Аль-Фараби. Политика / / Восточная филология. Душанбе, 1973. Вып.2. С. 102-178.

Гафуров Б.Г, Касымжанов А.Х. Аль-Фараби в истории культуры. М.,1975.

Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби / Отв.ред. Абдильдин Ж.М. Алма-Ата, 1984.

Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. Москва, 1998.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y.-L., 1968.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

Watt M.W. Islamic Political Thought. Edinburgh, 1967.

 

Тема 8. Ибн-Сина (980-1037 г.) и расцвет классической арабо-мусульманской

философии.

Жизнь. Творчество. Идейные предпосылки. «Два аль-Фараби». Особенности средневековой мусульманской науки и классификация наук ибн-Сины. Логика и проблемы достоверного знания. Первый вид знания. Суждения о возможном и необходимом. Первые посылки. Соотно­шение философии, теологии и религии. Пять разрядов силлогизмов. Физика. Движение, форма, материя, небытие. «Неодушевленный мир»: первоматерия, «элементные формы». Учение о душе. Метафизика. Отношение сущего к своему началу. Представления о причинности. Учение об универсалиях. До­казательство несотворенности мира во времени. Возможно-сущее и необходимо-сущее. Божественная наука и проблема эманации. Про­блема универсалий. Основоположения практических наук. Политика.

Основная литература

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). 2-е изд. М., 1985.

Дополнительная литература

Аль-Бируни А. и Ибн-Сина. Переписка /отв. ред. Муминов И.М. Таш­кент, 1973.

Ибн-Сина. Даниш-нама. Книга знания. /Пер.и предисл. Богоутдинова А.М. Сталинабад, 1957.

Ибн-Сина. Жизнеописание. /Пер. Сагадеева А.В.// Сагадеев А.В. Ибн-Сина. М.,      .

Ибн-Сина. Избранное / Под ред. Сагадеева А.В. М., 1980.

Ибн-Сина Абу Али. Избранные произведения. Душанбе, 1980. Т. 1.

Ибн-Сина. (Авиценна). Избранные философские произведения /Отв. ред. Асимов М.С. М.. 1980.

Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 2000.

Сагадеев А.В. Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В.Сагадеева. Т. 1-2. Нью-Йорк, 2000.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVI 1 вв. М., 1984.

Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тек­сты. М., 1997.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Avicenna on Theology /Transl. By Arberry A.J. L., 1951.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y, 1970.

Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y.-L., 1968.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

 

Тема 9. Философия и культура мусульманской Испании.

Ибн-Баджа (1070-1138) – пионер восточного аристотелизма в мусульманской Испании. Средневековая Андалусия и ее идейно-политический и культурный климат. Жизнь и творчество Ибн-Баджи. Концепция бытия. Бог и мир. Материя и форма. Натурфилосо­фия Ибн-Баджи. Философская робинзонада Ибн-Туфейля (ок. 1010-1185). Струк­тура и основные проблемы «Романа о Хайе, сыне Якзана». Позна­ние мира и философская истина. Картина естественной эволюции человеческого рода и идея поступательного развития человечества. Естественная и пророческая религия. Эзотерическое и экзотерическое знание. Философ и государство.

Основная литература

Ибн Туфейль. Повесть о Хайе Ибн Якзане. М., 1978.

Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973.

Дополнительная литература

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Во­стока IX-XIV вв. /Под ред. Григоряна С.Н. М., 1961.

Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В. Сагадее­ва. N.-Y, 1999.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. Paris, 1972. Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y,1970.

 

Тема 10. Ибн-Рушд (1126-1198) и аверроизм.

Жизнь. Творчество. Учение о соотношении философии, религии и теологии. Превосходство разума над верой. Философия, аллего­рическое толкование и священные тексты. Критика спекулятив­ной теологии. Философ и общество: истина и «истина». Метафи­зика. О вечности мира. Учение о материи, движении. Свобода и необходимость в мире добра и зла. Идеальное государство. Ибн Рушд и аверроизм.

Основная литература

Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией /пер. Сагадеева А.В./ / Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973. С. 169-199.

Дополнительная литература

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Во­стока IX-XIV вв. /Под ред. Григоряна С.Н. М., 1961.

Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн-Хальдуна Му­каддима. М., 1965.

Игнатенко А.А, Ибн-Хальдун. М., 1980.

Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В. Сагадее­ва. N.-Y, 1999.

Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тек­сты. М., 1997.

Averroes. Commentary on Plato's Republic./Ed. By Rosenthal E.I. Cambridge.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y.-L., 1968.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

 

Тема 11. Суфизм как философское направление.

Происхождение термина «тасаввуф». Соотношение «шариат»-»тарика»-»хакика». Мистические учителя к. IX в. Зу-н-Нун: «мариф» как интуитивное познание Бога. Начало формирования теории «фана» и «бака». «Джамал-джалал-камал» как основные свойства Бога. Байазид Бистами: концепция «фана» как стирание границ «я». Шатхи (парадоксы) Байазида. Аль-Джунайд: развитие и установление концепции «таухид», состояния «сахв» и «сукр», «бака» как конечная цель человека. Аль-Халладж: «ана-л-Хакк» («Я – Абсолютная Истина»), идея абсолютной трансцендентности Бога. Консолидация суфизма: от Шибли до аль-Газали.

Основная литература

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987.

Суфии: Восхождение к истине. (Антология) М., 2003.

Дополнительная литература

Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.

Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. М., 2002.

Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983.

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. Paris, 1972. Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y,1970.

 

Тема 12. Аль-Газали (1058-1111) и суфийский философско-теологический синтез.

Жизнь и творчество, идейная эволюция и проблема многолико­го аль-Газали. Сомнение и вера. Истина и знание. В поисках досто­верного знания, морального абсолюта. Антиавторитаризм аль-Газали. Отношение аль-Газали к каламу и место калама в его системе: ра­зум и установление веры, соотношение философии и спекулятив­ной теологии, доказательство бытия бога. Аль-Газали и восточный аристотелизм: проблемы эзотеричес­кого и экзотерического знания, вечности мира и единосущности бога, божественного знания единичного и общего, дуализма души и тела, причинности, разума и откровения, свободы воли и предоп­ределения. Политичес­кое учение аль-Газали.

Основная литература

Аль-Газали. Ответы на вопросы, предложенные ему (пер. Рубина А.И.) / / Григорян С.Н. Из истории философий Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960. С. 196-210.

Дополнительная литература

Аль-Газали. Избавляющий от заблуждения (пер. Сагадеева А.В.) // Григо­рян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960. с. 211-266.

Бартольд В.В. Соч., Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966. Т. VI.

Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969.

Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. Москва, 1998.

Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тек­сты. М., 1997.

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

Watt M.W. Islamic Political Thought. Edinbuigh, 1967.

 

Тема 13. Ибн-Араби (1165-1240) – величайший философ суфиев.

Жизненный путь и творчество. Традиционализм, рационализм и суфийский мистицизм. Аллегорическое толкование - философский метод Ибн-Араби. Концепция единства бытия («вахдат аль-вуджуд»), единство реальности в аспектах «хакк» и «халк». Отождествление Бога и мира. Новое решение дилеммы «танзих-ташбих». «Новое творение». Учение об атомарной структуре тел и врмени. «Великий круг бытия». Новое творение в аспекте понятий «фана» и «бака», «халк» и «хакк». Эпифании: трех- и пятичленная градации. Страты бытия: невидимое, видимое и человек. Пять онтологических уровней.  «Явное» - «скрытое» и совершенный человек. Учение о совершенном человеке и суфийская традиция. Доктрина неподвижных сущностей. Теория третьей реальности и вопрос о соотношении между категориями и конкретно существующими вещами.

Основная литература

Кныш А. Д. Мировоззрение Ибн Араби (К истории суфийских учений) // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1984. М., 1984, с. 81-94.

Дополнительная литература

Ибн аль-Араби. Мекканские откровения (аль-Футухат аль-маккийа). Введение, пер. с араб., примеч. и библиография А.Д.Кныша, Спб., 1995.

Ибн Араби. Гемма мудрости божественной в слове Адамовом. Гемма мудрости пророческой в слове Иисусовом. Гемма мудрости небесной в слове Моисеевом. Гемма мудрости нечетной в слове Мухаммедовом // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М.,1993.

Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993.

Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. Москва, 1998.

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000.

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

 

Тема 14. Другие философские течения: исмаилизм, ишракизм, «Братья чистоты».

Исмаилизм. История секты и общая характеристика. Исмаилитская философия. Аль-Кирмани и его Рахат аль-акл. «Два поклонения» и учение о познании. Учение о начале. Понятия «существование» и «утверждённость». Понятия первого и второго пределов, космология. Учение о человеке. Ишракизм. Общий культурный контекст, зороастрийские влияния. Ас-Сухраварди и его Хикмат аль-ишрак. Теория познания. Сенсуализм Сухраварди. Чистые братьея. Трактаты Чистых братьев и Верных друзей. Рационализм и свободомыслие. Антидогматизм, антиавторитаризм. Познание и истина. Идеи эволюционизма и антикреационизма. Ан­тропология Чистых братьев. Учение об обществе и государстве. Историческая судьба учения о Добродетельном городе.

Основная литература

Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.., 1987.

Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989.

Дополнительная литература

A Histoty of Muslim Philosophy. Ed. M.M. Sharif. Pakistan, 1963.

Nasr S.H. Three Muslim Sages. Avicenna. – Suhrawardi. – Ibn ‘Arabi., Camb. (Mass.), 1964.

Saeed Sheikh M. Islamic philosophy. London, 1982.

Sohravardi Sh.Y., Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H.Corbin, Teheran, v. 1-3, 1993.

Walbridge J., The Science of Mystic Lights: Qutb al-Din Shirazi and the Illuminationist Tradition in Islamic Philosophy, Camb. (Mass.), 1992.

Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.

Закуев А. Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961.

Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam. Paris, 1972. Т. 1-2.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P., 1964.

Fakhry М. A History of Islamic Philosophy. N.-Y,1970.

Watt M.W. Islamic Political Thought. Edinbuigh, 1967.

 

Тема 15. Исторические судьбы классической арабо-мусульманской философии. (Вместо заключения).

Влияние средневековой арабо-мусульманской философии на развитие философской культуры Запада и Востока. Ислам, му­сульманская культура и европейское самосознание. Стереотипы в сравнительных исследованиях восточной и западной философии.

Литература

Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М., 2002.

 

Вопросы к зачёту

1.      Общая характеристика калама как первой школы средневековой арабской философии. Проблема существования.

  1. Соотношение божественных атрибутов в каламе. Знание и могущество.

  2. Проблема автономии человеческого действия.

  3. Понимание причинности в каламе. Виды причин.

  4. Атомарная теория в каламе (понимание времени и пространства, движения, субстанции и акциденции).

  5. Общая характеристика ашаризма и его отличия от мутазилитского типа калама.

  6. История и особенности возникновения арабского перипатетизма. Аль-Кинди.

  7. Ноология арабского перипатетизма.

  8. Аль-Фараби. Общая характеристика и место в истории арабской философии. Основные темы творчества и виды произведений.

  9. Особенности построения идеального общества по аль-Фараби.

  10. Жизнь и творчество Ибн Сины. Противопоставление разума и интуиции в его теории познания.

  11. Физическое учение Ибн Сины. Категории «материя», «форма. Первоэлементы и смеси.

  12. Ибн Рушд. «Опровержение опровержения». Проблематизация вопроса о начале мира. Понятия бесконечности, воли.

  13. Суфизм и суфийская философия.

  14. Мистические учителя к. IX в. Концепции «фана» и «бака».

  15. Эпифании: трех- и пятичленная градации.

  16. Аль-Газали. Основные произведения и идеи.

  17. Исмаилизм (история и общая характеристика).

  18. Исмаилитская философия. Аль-Кирмани «Два поклонения» и учение о познании.

  19. Ишракизм. Общий культурный контекст, основные положения зороастризма. Ас-Сухраварди и его Хикмат аль-ишрак.

  20. Ибн Араби и его теория познания.

  21. Проблема универсалий в философии Ибн Араби. Характеристика и роль совершенного человека в суфизме.