Аль-Кирмани, Хамид
ад-Дин. Успокоение разума
(введение, перевод с арабского и комментарии А.В.Смирнова). Москва, Ладомир, 1995. |
|
Мы скажем: среди произведенных сущих вещей всякая имеет свой порядок и устроение; а порядок поклонении, приносящего вечное счастье, к которому и призывают имамы (да благословит и приветствует их Бог!), обратен порядку природному, так что первое по природному порядку идет последним по порядку поклонения, и наоборот. Например, Сотворенные и Эманационные Разумы по природному порядку – начальные, а по порядку поклонения – конечные, а сенсибельное сущее по природному порядку – конечное, а по порядку поклонения – начальное. Это потому, что, поскольку бытие души является конечным, то к познанию изначально-сущих она поднимается с конца: сначала познает она то, что близко от нее и рядом с ней, а затем поднимает вверх к первому пределу, пока не охватит разом все сущее. Если же она нарушит этот порядок следования тропами двух поклонений и поиска двух счастий, тяжело ей будет избавиться от тенет печали и муки; не избежать ей сомнений и колебаний, когда не в состоянии будет она овладеть формами тех вещей, что познаются только после им предшествующих. Например, интеллигибельное, а также не[материальные] формы небесных границ нельзя познать, не познав сначала сенсибельного и границ земных(1) и тем не проложив дорогу к познанию первых, – а кто попробует сделать иначе, получит одни сомнения и колебания. Если ж он сначала познает сенсибельное и земные границы и степени оных, легким и достижимым станет познание за сим стоящего интеллигибельного и небесных границ. Ведь формы сенсибельного скорее запечатлеваются в душе, чем формы интеллигибельного, ибо те (я имею в виду сенсибельные) ей ближе и суть посредники на пути ее восхождения к высшим ступеням познания. Посему начинает душа уразумевать лишь тогда, когда обретет формы сенсибельного, которые ей ближе, нежели интеллигибельное: ведь бытие глаголющей души связано с ей предшествующим бытием души чувственной, а бытие души чувственной – с ей предшествующим бытием души растительной(2).
{39} Коль скоро это так, и формами сенсибельного душа овладевает раньше, хотя в бытии они расположены дальше, и коль скоро это имеет отношение к тем двум поклонениям, что приносят душе спасение и совершенство, а о каждом из них есть написанные людьми книги, то приступать к сей книге следует, лишь прочитав те вероисповедные книги, которые ближе к пониманию и могут служить пролегоменами к тем начальным принципам и конечным положениям, о коих мы ведем здесь речь. К ним относится Книга Всевышнего, раскрывающая науки, мудрость и формы религии, а также причину, по которой души движутся к своей загробной жизни. Среди книг, повествующих о явном поклонении действием, – «Книга чистоты» кади Нумана бен Мухаммеда, а также «Устои [ислама]» и «Сжатое изложение». Сюда же относятся «Походы», «Разъяснение вестей», «Достохвальное и порицаемое». Среди книг о толковании, охватывающем скрытое поклонение знанием,– «Толкование шариата» со слов владыки имама аль-Муизза ли-Диниллаха(3) (да благословит его Бог!), а также книги Джафара бен Мансура аль-Йемена и других шейхов, чья праведность известна,– таких, как Абу Хатим ар-Рази, Мухаммед бен Ахмед ан-Нахшаби, Абу Якуб ас-Саджази(4) (да дарует им Бог высокую ступень в вечном пристанище!). Из наших же сочинений следует прежде сей книги прочитать в первую очередь «Указания наставнику и ученику», затем «Приметы веры», «Светозарное [доказательство] имамата», «Сады» (книга сия выносит суждение относительно спора между шейхами Абу Хатимом ар-Рази и Абу Якубом ас-Саджази, которые разошлись во мнениях в своих сочинениях – первому принадлежит «Исправление», а второму – «Победа»); а из наших трактатов по божественным наукам – «Светоносный трактат», «Луга и сады»(5) и прочие трактаты в том порядке, как они обозначены в нашем «Каталоге».
Овладев всем, что в этих сочинениях изложено, читатель подготовится к пониманию и сей книги, так что не останется в ней ничего для него неясного, а душа его станет как воск, размягченный жаром и готовый принять след от печати. Пусть он всегда держит в поле зрения «Сады» во всем, что связано с настоящей книгой, ибо там изложенное будет ему в помощь и даст силы правильно запечатлеть то, в чем он заблуждался; и пусть не успокаивается он, прочитав их раз, или десять, или двадцать, и даже пятьдесят: {40} содержание той книги должно стать сохраняемой в его душе формой. Затем надлежит ему прочитать наш трактат «Единственный о потустороннем»(6), в котором рассказывается о превознесении (такдйс): он превозносит Всевышнего в Его уединенности.
И если будет у читателя добрый товарищ и правдивый друг, то в том ему великая благодать. Пусть сосредоточится он на долженствующих двух поклонениях и ждет ухода [из мира] и присоединения к своим предшественникам, благородным братьям, в вечности обитающим, нас же поминает в призывах и испрашивает нам милосердия по воле Божьей. И пусть поймет он, что пренебречь сими наставлениями и сделать не так, как я сказал, – значит поступить себе же во вред: настоящая книга вкупе с теми подобна противоядию, что дает здоровье и обещает доброе воздаяние, а одна она (без тех книг) подобна яду, что повергает в муки и ведет к гибели. Прими же, читатель, с легкой душой все, что я сказал, и сделай именно так: я тебе добрый советчик. Да ниспошлет Бог (а нет бога кроме Него!) мне и общине верующих благодать; лишь Всевышний дарует крепость и силу.
(1) См. примеч.2 к 1, 1.(2) Перечислены три ступени души: растительная, животная (чувственная) и разумная (глаголющая). Более подробно вопросы о душе разбираются в главе VII.
(3) Абу Ханифа ан-Нуман бен Мухаммед аль-Магриби – виднейший исмаилитский факих, известный как «кади ан-Нуман» (конец IX – начало X в.). Большинство историков сообщают, что первоначально он придерживался маликитского мазхаба, затем стал шиитом-двунадесятником, и наконец – исмаилитом. Ан-Нуман был в числе приближенных двух исмаилитских магрибинских правителей-фатимидов – имама аль-Мансура би-л-лаха (правил в 945 – 952 гг.) и его сына имама аль-Муизза ли-Диниллаха (14-й исмаилитский имам, завоеватель Египта и основатель Каира, создатель Фатимидского халифата, правил в 952 – 975 гг.). Исполнял обязанности кади сначала в Мансурийе, а затем во всей Северной Африке.
Кади ан-Нуману принадлежит, по оценкам, более пятидесяти сочинений, из которых до нас дошло около двадцати. Книги этого факиха высоко ценились современниками и потомками, в том числе и исмаилитскими имамами.
«Книга чистоты» (Китаб ат-тахара) повествует о вопросах ритуала.
"Устои [ислама]» (Да'а'им аль-ислам) считается самым значительным произведением кади ан-Нумана, содержащим полное изложение исмаилитского фикха и разъяснение устоев веры, к которым, согласно исмаилитской доктрине, относятся «святость» (вилая), «чистота» (тахара), молитва, закат, пост, паломничество и джихад. Толкование скрытого смысла этих столпов веры содержится в сочинении, известном как «Толкование устоев ислама» (Та'вил да'а'им аль-ислам), – аль-Кирмани его здесь не упоминает.
«Сжатое изложение» (аль-Иктисар ва-ль-ихтисар) – вероятно, имеется в виду сочинение, известное также под названием «аль-Ихтисар ли-сахих аль ахбар 'ан аль-а'имма аль-атхар» («Сжатое изложение достоверных изречений чистейших имамов»), популярный компендиум высказываний исмаилитских имамов, заслуживший одобрение имама аль-Муизза.
«Походы» (аль-Магази) – вероятно, сочинение исторического содержания.
«Разъяснение вестей» (Шарх аль-ахбар) – очевидно, подразумевается «Шарх аль-ахбар фи фада'иль аль-а'имма аль-атхар» («Разъяснение вестей о добродетелях чистейших имамов»), сочинение, название которого дает представление о его содержании.
«Достохвальное и порицаемое» (Китаб аль-манакиб ва-ль-масалиб — видимо, «аль-Манакиб ли-ахль бейт рксули-лла» («Достохвальные черты членов дома пророка Божьего»).
«Толкование шариата» (Та'виль аш-шари'а) – компиляция изречений имама аль-Муизза, выполненная кади ан-Нуманом.
(4) Джафар бен Мансур аль-Йемен – виднейший проповедник фатимидской эпохи. Еще в период магрибинского правления его благосклонно принял имам аль-Каим би-амри-ллах, а при его сыне и внуке, аль-Мансуре и аль-Муиззе, бен Мансур аль-Йемен достиг высочайшего ранга «врата врат» (баб аль-абваб), так что оказался даже выше самого кади ан-Нумана, что исмаилитские источники склонны объяснять его большей искушенностью в вопросах толкования скрытого смысла доктрины. Как сообщает М.Галеб, до нашего времени сохранились рукописи ряда его сочинений, таких как «аль-Фара'ид ва худуд ад-дин», «аль-Баян ва-ш-шавахид» и др. (М.Галеб. А'лям аль-исма'илийя, с. 186).
Абу Хатим ар-Рази – один из видных исмаилитских проповедников в Табаристане, Дейлеме, Исфахане и других областях (ум. ок. 934 г.). Исмаилитские источники сообщают, что ему удалось убедить значительное число влиятельных лиц принять исмаилитское учение. Среди его сочинений – «Китаб аз-зйна» («Книга о красоте»), одна из старейших исмаилитских книг адабного характера; «А'лям ан-нубувва» («Столпы пророчества»), сочинение философского содержания, обсуждающее проблемы божественной сущности, души, первоматерии, места и времени, теорию посланничества, а также содержащее полемику с Мухаммедом бен Закария ар-Рази по вопросам пророческой миссии и веры; «аль-Ислах («Исправление») – объемный труд схожего содержания, в котором ар-Рази полемизирует со взглядами ан-Насафи, изложенными в книге «аль-Махсуль».
Мухаммед бен Ахмед ан-Нахшаби, или ан-Насафи,– видная фигура в политической истории исмаилитов Мавераннахра, крупный теоретик исмаилизма и философ. После успешной деятельности в Хорасане направился в Бухару, ко двору Саманидов. Как сообщают средневековые историки, он сумел склонить на свою сторону саманидского правителя Насра бен Ахмеда, а также ряд высокопоставленных лиц, однако был убит в 942/943 г. в результате заговора, организованного после смерти Насра при его сыне Нухе. После ан-Насафи деятельность исмаилитов в Мавераннахре замирает на полтора века, вплоть до появления Насир-и Хосрова.
Ан-Насафи, друг и учитель другого известного философа Абу Якуба ас-Сиджистани, является автором ныне утраченного сочинения под названием «аль-Махсуль» («Смысл и суть»), которое считается первой книгой доктринального характера, получившей широкое хождение в исмаилитской среде. Его перу принадлежат также «ад-Да'ва ан-наджия» («Спасительный призыв») и «'Усуль аш-шар'» («Основы Закона»), сочинение по исмаилитскому фикху и метафизике.
Абу Якуб ас-Саджази, или ас-Сиджистани – ученик ан-Насафи, род. в 884/885 г., убит в Туркестане в 942/943 г. После обучения в Йемене ас-Сиджистани, как сообщают исмаилитские источники, начинает практическую деятельность проповедника. Однако он известен скорее своим теоретическим вкладом. Ему принадлежат сочинения «аль-Мавазйн» («Весы») и «аль-Янаби'» («Источники»), раскрывающие вопросы метафизики и историософии, «ан-Нусра» («Победа»), где ас-Сиджистани защищает позиции ан-Насафи в его полемике с Абу Хатимом ар-Рази, и ряд других сочинений.
(5) «Указания наставнику и ученику» – см. примеч. 3 к I, 1. «Приметы веры» (Ма'алим ад-дин) – сочинение в двух частях о скрытом и явном поклонениях.
«Светозарное [доказательство] имамата» (аль-Масабих фи исбат аль-имама) – сочинение в двух частях, состоящих каждая из семи глав («светильников» – мисбах). В первой части кратко обсуждаются метафизические вопросы, шариат и необходимость толкования (та'виль), во второй – вопросы имамата, где доказывается непогрешимость имамов, необходимость перехода имамата не путем избрания, а через непосредственное указание от предка к прямому потомку, законность имамата Исмаила и его наследников.
«Сады» (ар-Рияд) – сочинение, в котором аль-Кирмани подробно излагает взгляды ан-Насафи, изложенные в его сочинении «аль-Махсуль», полемику против него Абу Хатима ар-Рази в книге «аль-Ислах» и ответ последнему Абу Якуба ас-Сиджистани в «ан-Нусра», анализирует их в свете основ исмаилитской доктрины и встает на сторону ан-Насафи и ас-Сиджистани.
«Луга и сады» (ар-Равда) – краткий трактат о вечности (а'заль) и вечном ('азалийй).
(6) «Единственный о потустороннем» (аль-Вахида фи-ль-ма'ад) – один из кратких трактатов аль-Кирмани.