Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума  
(введение, перевод с арабского и комментарии А.В.Смирнова). Москва, Ладомир, 1995.
пояснения
   вверх 
 (с) А.Смирнов 1995, 1999. Электронный вариант может отличаться от книжной публикации.

{206} УЛИЦА СЕДЬМАЯ
 
О небесных телах, о том, из чего они состоят, каковы их движения и воздействия, кои суть причины бытия природного сущего

Поскольку небесные тела обладают состояниями и оказывают воздействия, с коими связано бытие природного сущего, и чрез познание оных состояний и воздействий душа поднимается к запечатлению форм сотворенных самостей, постичь же сие чувствами невозможно, ибо они удалены от сего, как невозможно и объять сие самостям природных разумов, ибо они ущербны, и поскольку Бог в великой милости Своей указал, у кого нам почерпнуть знание неизвестного, сказав: «Спросите же людей поминания (ахль аз-зикр), если вы сами не знаете»(1), то в деле познания науки о небесных сферах – каковы движения их и каково их число, разряды, ступени и положения,– мы обратились к святым угодникам Божьим, кои суть род Мухаммеда (да благословит и приветствует его Бог!), который и есть поминание (зикр), а также к пророческим законам и религиозным уложениям, кои людям вероисповедания служат весами в познании искомого, дабы, следуя указаниям сих законов, обрести уверенность, не замутненную и тенью сомнения. Л посему скажем мы, что, коль скоро из всех призывов глаголющий наделен призывом явным, следовательно, высшая небесная сфера обладает одним движением, охватывающим и подчиняющим (муставлия) все нижестоящие движения. Коль скоро глаголющий приходит в движение от внутреннего двигателя, следовательно, и у высшей небесной сферы есть двигатель, и сей двигатель заключен внутри ее. Коль скоро пребывание внутреннего двигателя глаголющего обеспечивается его соединенностью с тем, что вне его, а именно с воздухом, который он получает с дыханием, следовательно, пребывание внутреннего двигателя [высшей] сферы обеспечивается его соединенностью с тем, что вне его, а именно с царством Творения, от коего он получает истечение.

Коль скоро глаголющий, научая, лик свой обращает к своему заветнику, то есть к закату (магриб) знания своего, следовательно, высшая сфера имеет движение на Запад (магриб). Коль скоро в явном призыве не указаны разряды небесных и земных границ, следовательно, высшая сфера не {207} имеет светил. Коль скоро исток, стоящий ниже глаголющего, поучаясь, обращается к оному глаголющему, рассвету (машрик) знания своего, и коль скоро призыв истока включает разъяснение утвержденных (сабита) разрядов всех границ, следовательно, вторая сфера включает в себя все неподвижные (сабита) светила.

Коль скоро глаголющий сбирает все формы ему в бытии предшествующих сущих разумов, следовательно, [высшая] сфера сбирает все природные формы, бытие коих с ней связано. Коль скоро то, что содержал в себе глаголющий целокупно, разделено меж двенадцатью, кои суть сподвижники его, следовательно, [высшая] сфера с собранными ею формами поделена на двенадцать частей. Коль скоро каждый из сподвижников сбирает нечто из имеющихся у глаголющего религиозных знаний и форм, так что одни из них сбирают многое, другие же – малое, следовательно, каждая из двенадцати частей сбирает некоторые формы, причем одни сбирают их больше, другие – меньше. Коль скоро одни из сподвижников были в религии бесплодны и ничего после себя не оставили, другие же были плодовиты, следовательно, из частей небесной сферы, кои суть зодиакальные созвездия, одни бесплодны, и рожденные под ними не оставляют потомства, другие же дают плодовитость под ними рожденным. Коль скоро одни из тех границ, что суть сподвижники, правдивы, другие же лживы, следовательно, одни из зодиакальных созвездий, на которые поделена небесная сфера, правдивы, другие же лживы. Коль скоро одни из границ – сподвижников, я хочу сказать,– идут в поклонении Богу путем прямым, другие же – путем искривленным, следовательно, одни из созвездий Зодиака наклонные, другие же – прямые. Коль скоро одни из границ – сподвижников, я хочу сказать,– тверды в заветах и уставах, другие же сей твердостью не обладают, следовательно, одни из созвездий Зодиака, то есть частей небесной сферы, постоянны, другие же переменчивы(2). Коль скоро одни из границ суть шакалы диавольские, в заблуждение и погибель ввергающие тех, кто от них религиозное знание получает, другие же суть ангелы, наставляющие учеников своих на истинный путь и от заблуждения научением спасающие, следовательно, одни из градусов небесной сферы несут бедственную темень, и под оными рожденные бывают несчастны, другие же суть градусы счастливые, лучистые, светоносные, и под оными рожденные бывают счастливы.

{208} Коль скоро земных границ в каждом большом цикле семь, следовательно, ниже первой и второй сфер расположено семь сфер. Коль скоро в каждом малом цикле шесть имамов, следовательно, в каждой из тех семи сфер – шесть других, малых сфер, благодаря коим обращаются большие [сферы]. Коль скоро призыв вековечно зиждется на глаголющем, истоке; имаме и худдже, а близостью к ним и чрез следование им в религии Божьей существуют религиозные порождения, следовательно, на небесной сфере имеются четыре непременных местоположения(3), благодаря коим существуют порождения в царстве Природы. Коль скоро глаголющий и исток выше имама и худджи, следовательно, два из сих четырех местоположений выше. Поскольку всеобнимающий глаголющий, а также исток, с коим связана жизнь людей призыва, выше имама и худджи, следовательно, местоположение середины неба выше всего нижестоящего, а ассендант выше дессенданта и надира(4). Коль скоро все земные границы, и глаголющий, и прочие, наставляют и научают, опираясь на два поклонения, поклонение знанием и действием, следовательно, круговращение всех сфер в целом опирается на два полюса, северный и южный. Коль скоро число тех, кто в ходе цикла сохраняет ритуалы научения, равно семи, следовательно, планет, оказывающих влияние на мир Природы, семь.

Коль скоро глаголющий светозарен (мушрик), знанием и водительством своим освещает мир религии и благодаря ему и призыву его души движутся к достижению первого и второго совершенства, следовательно, благодаря Солнцу, освещающему мир Природы, и воздействию его движутся природные порождения к бытию, то есть первому совершенству. Коль скоро светы и знание глаголющего – не от некоего телесного его подобия, но от того, что божественный промысл наделил его ими посредством эманации, и коль скоро из всех разрядов религии глаголющий занят лишь установлением обрядов явного поклонения, следовательно, Солнце имеет только одно жилище(5). Коль скоро из всех разрядов религии исток занят лишь установлением обрядов скрытого поклонения, следовательно, Луна имеет только одно жилище. Поскольку поклонения явное и скрытое одно с другим связаны, следовательно, жилища Солнца и Луны в небесной сфере соседствуют. Коль скоро глаголющий всегда и во всем твердо держится только явной стороны дел, как то {209} предполагает его макам, следовательно, жилище Солнца постоянно. Коль скоро исток, научая и истолковывая, переходит от одного толкования к другому, от одного доказательства к другому, следовательно, жилище Луны переменчиво. Коль скоро исток занят делами мира религии и выведением духовных порождений к бытию, следовательно, именно Луна занята делами мира возникновения и гибели, и с нею связано бытие природных порождений. Коль скоро исток поучается у глаголющего и из его источника черпает, и все, что знает, получил чрез научение его, следовательно, Луна черпает из источника Солнца и свет ее – от него, а не от самости ее.

Коль скоро каждый из границ, что ниже глаголющего и истока, научает двум поклонениям, призывает к ним и осуществляет их, явное так, а скрытое – иначе, следовательно, каждая из планет имеет два жилища, одно из которых постоянно и не меняется, другое же многолико и переменчиво. Коль скоро в мире религии макам глаголющего сохраняется имамом, так что призыв его не перестает действовать и не обращается вспять, следовательно, ход Солнца необратим и назад не оборачивается. Коль скоро в мире религии макам истока сохраняется худджей, так что призыв его не перестает действовать и не поворачивается вспять, следовательно, ход Луны необратим и не прекращается, повернувшись вспять(6). Коль скоро в мире религии границы, всю полноту власти предержащие, неустанно исполняют предначертанное глаголющим и всегда обращаются туда же, куда и он обращается, следовательно, влияющие на мир Природы планеты обращаются вокруг Солнца, будучи с оным связаны. Коль скоро границы, научающие откликнувшихся и поясняющие им религиозное дело, дойдя с ними до разряда Сотворенных и Эманационных Разумов, кои суть предельная цель сущего и кои охватываются разрядами двенадцати чисел (от 1 до 12.– А.С.), и не найдя в себе способности запечатлеть формы сих вещей в душах обучающихся, обращаются, дабы дать им понять сие и представить подобие оного, к разряду глаголющего и его незыблемо утвержденному в мире религии и в душах макаму и поясняют им разряды тех причинно-поддерживающих вещей на основе сих известных и чувству доступных вещей, дабы легче им было узнать сие и правильным было бы их научение, следовательно, планеты имеют аспекты {210} относительно Солнца, из коих наибольший – сто двадцать градусов (то есть двенадцать десятков), а наименьший – – двадцать градусов (или два десятка), такие, что когда они достигают их и вследствие своей удаленности оказываются бессильны исполнить свои воздействия, то оборачиваются навстречу Солнцу, дабы, почерпнув в нем [силы], осуществить свое влияние(7).

Коль скоро глаголющий, исток, имам и нижестоящие границы суть душевные сферы и звезды, благодаря коим существуют в мире религии духовные порождения, следовательно, небесные тела суть телесные сферы и звезды, благодаря коим существуют природные порождения в телесном мире. Коль скоро отправление религиозных дел (вилая) в мире религии таково, что приносит счастье добродетельным проповедникам, свершающим оба поклонения, и дает им более высокий ранг в загробной жизни, ибо стяжают они счастье, научая души и ведя их путем истины, а невежественным проповедникам зла, нарушающим оба поклонения или одно из них, приносит в загробном царстве большие страдания и понижает в нем их ранг, ибо стяжают они муки, научая души тому, что религией не является, и уводят их в сторону от пути истины,– следовательно, в небесной сфере есть местоположение, делающее счастливые планеты еще более счастливыми, а бедственные еще более бедственными: его астрономы зовут головой. Коль скоро разумы в мире религии таковы, что понижают положение знающих и добродетельных проповедников и границ, свершающих оба поклонения и вершащих делами мира религии, и умаляют их вечное счастье, ибо они прекращают научать и перестают вести и объяснять (а в этом заключается путь стяжания), и в то же время умаляют страдание лицемерных и невежественных проповедников, кои без приказания берутся вести и научать, ибо, прекратив научать тому, чему не было приказано научать, и сложив с себя полномочия в религиозном деле, коими не были облечены, те перестают стяжать дополнительные страдания,– следовательно, напротив того местоположения, которое прибавляет счастье и усугубляет беды, в небесной сфере есть местоположение, умаляющее счастье планет счастливых и уменьшающее бедственность планет бедственных, а именно – хвост(8).

Коль скоро принесенные пророком (да благословит и приветствует Бог его и род его!) Писание, Закон и ритуалы поклонения деянием суть как бы тело мира религии, сущие {211} же в нем границы как бы душа его, а воздействие на обучающиеся души как Закона, так и осуществляющих его границ дарует им совершенство (религиозные законы и ритуалы приносят моральные добродетели, с коими связано исправление душ, а осуществляющие их границы приносят душам формы знаний, с чем связано оформление душ и чем свершается исполнение дела мира религии), следовательно, небесные тела чрез свои воздействующие формы даруют каждому из порождений то, благодаря чему исполняется телесное бытие, а именно даруют им самость, с коей связано первое совершенство, а также [даруют им] формы, на оные тела воздействующие, а именно душу, с коей связано их второе совершенство в первом бытии, чрез что в совокупности и свершается мир Природы. Коль скоро в душевном мире души приемлют и научаются всему, что в них зароняется, следовательно, земные тела, что суть под небесными сферами, приемля формы, испытывают превращения. Коль скоро для научающих границ мира религии души [учеников] суть как бы первоматерия, в коей они действуют, вкладывая в оную первоматерию формы знаний, от коих, смотря по тому, как те принимают их, получаются и ангелы веры, и отвратительные черти, следовательно, поднебесные тела суть для небесных сфер и планет как бы материя и первоматерия, на которую оные влияют, вкладывая в нее подходящие ей формы, от чего получаются порождения как похвальные, так и порицаемые, смотря по тому, как она (материя.– А.С.) их принимает.

Поскольку в мире религии из глаголющих три суть первично-изначальные (ава'иль), такие, как Адам, первый уложитель Закона, Ной, первый из обладателей энергии ('азм), и Авраам, первый из свершивших религию, и три – помогающие и поддерживающие, из коих каждый поставлен против одного из тех обновлять его Закон, являть его (соответствующего глаголющего.– А.С.) силу и распространять его (глаголющего.– А.С.) могущество на души, следовательно, три из планет суть высшие, а три – низшие, из коих каждая поставлена против одной из тех, дабы принять силу оной и ее действие и распространить его на мир Природы(9). Коль скоро те три [глаголющих], что суть помогающие, обеспечивают исполненность дела тех трех, что суть изначальные, и не будь их, то и тех, изначальных, действие не свершилось бы и не дало бы в мире религии {212} духовных порождений, следовательно, не будь тех трех [низших] планет, что поставлены против трех высших, те не дали бы порождений в мире Природы. Коль скоро макамы границ мира религии сохраняемы и не исчезают, следовательно, все небесные сферы и планеты охраняемы от перемен.

Таковы вкратце те состояния телесных сфер, о коих на основании весов вероисповедных поведали состояния сфер душевных. Если 6 не опасность сей книге попасть в руки тому, кто не заслуживает раскрыть ее, то мы показали бы таким же образом ход религиозных планет, восходы сфер знаний, определение хилегов и владык дома(10), что относится к удивительнейшим тайнам и наукам, познающим вещи нетленные о мире Святости, загробной жизни души, ее ступенях и разрядах, о том, что она там переживает,– так же точно, как действуют и астрономы, познавая природные вещи,– и тогда ясна бы стала необозримость морей знания. святых угодников Божьих (мир им!). Однако же, поскольку идти сим путем и научать сим знаниям пристало пророкам и посланникам, тогда как люди вроде нас к тому отношения не имеют, мы не стали говорить все до конца и ограничились намеком: сия моя книга имеет отношение к восходу утренней звезды, рассеивающей тьму и освещающей положение имама. Читателю же своему, когда дойдет он до сего места и захочет обрести сие возвышенное знание, уготованное чистым душам (да пребудет с ними мир и благодать!), я скажу: если он воистину брат наш или чистейший избранник (сафий) наших братьев, то сможет он с сим знаньем ознакомиться, прочитав книги вероисповедные и проштудировав наши послания, как то указано в «Каталоге». К ним отсылаем мы его, истинного брата нашего, твердо решившего стяжать счастье чрез оба поклонения, явное и скрытое, дабы благодаря им он обрел понимание и религию, а также и с той целью, чтобы знание сие не досталось лицемеру, Всевышнему Богу не поклоняющемуся и от должного поклонения знанием и деянием уклоняющегося. Да сберет Бог нас и всех преданных братьев наших в царстве Святости, да дарует нам там милостивым даром Своим довольство Своего земного наместника. Да славится Бог; нет бога кроме Бога, лишь Он, Великий, дарует крепость и силу. К Богу взываю и на Него уповаю: чего Он хочет, тому не миновать. Бог – мое довольство: Он надежный защитник; прекрасен Этот покровитель, прекрасен Этот заступник!

Примечания
(1) Коран, 16:43, 21:7, К.

(2) Правдивые и лживые знаки Зодиака – средневековые мусульманские астрологи считали «лживыми» знаки Тельца, Козерога и Водолея, к «правдивым» же относились, по-видимому, все остальные.

Наклонные и прямые знаки Зодиака – деление знаков по чисто оптическому признаку их расположения на небе. Знаки, «стоящие прямо,– это Овен, Весы и Стрелец; так сказано в книгах»,– писал Бируни (Беруни А. Р. Избранные произведения. Т. 6. Таш., 1975, с. 167, 213).

Постоянные и переменные знаки Зодиака – астрологическое деление знаков Зодиака «по свойствам характера»: постоянство отличает знаки Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, переменчивость – знаки Близнецов, Девы, Стрельца и Рыб. Знаки Овна, Рака, Весов и Козерога назывались «подвижными».

(3) Аль-Кирмани имеет в виду четыре точки эклиптики (зодиакального пояса), играющих первостепенную роль в астрологических предсказаниях: ассендант, дессендант, середину неба и надир. Ассендант (восходящий градус) – точка эклиптики, восходящая над горизонтом в некоторый фиксированный момент (например, рождения). Дессендант (заходящий градус) – точка эклиптики, противоположная ассенданту. Середина неба – точка эклиптики, находящаяся посередине между ассендантом и дессендантом по ходу движении небесной сферы (географический меридиан места, который Солнце проходит в полдень). Это – самая верхняя точка гороскопа, «точка полудня», начало десятого астрологического дома. Надир– точка эклиптики, противоположная середине неба; начало четвертого астрологического дома. В астрологии эклиптика делится на 12 домов, каждый из которых имеет определенное значение для определения характера и судьбы человека: они связываются соответственно с жизнью, богатством, родственниками, родителями, детьми, здоровьем, браком, смертью, странствованиями, почетом, друзьями и врагами. Предсказания зависят от того, «добрые» или «злые» планеты оказываются в соответствующих домах в некий момент (например, рождения человека или какого-либо события). За начало первого дома принимается ассендант; между каждой последовательной парой перечисленных точек (между ассендантом и серединой неба, между серединой неба и дессендантом и т.д.) располагаются три дома. Дома, начинающиеся в этих точках, называются угловыми; сами точки поэтому называются остриями угловых домов (букв.: «колышки» – автад).

(4) Надир – я привожу более употребительное в русском языке название этого местоположения. В оригинале ватад аль-'ард «колышек земли».

(5) Жилище, или дом планеты,– различаются постоянный и переменный дома. Постоянный дом планеты – знак Зодиака, в котором планета занимает наиболее сильное положение. Планета, управляющая данным знаком, называется хозяином знака. За Солнцем и Луной закрепляется по одному «дому», или «жилищу», за остальными планетами – по два, один из которых считается основным, или постоянным. Так, «Дева более соответствует Меркурию, чем Близнецы, Телец – Венере, Овен – Марсу, Стрелец – Юпитеру, а Водолей – Сатурну»,– писал Бируни (Беруни А.Р. Избранные произведения. Т.6, с.198). Второй закрепленный за планетой-«хозяином» знак Зодиака называется ее переменным домом.

(6) Иначе говоря, Солнце и Луна, в отличие от других планет, не имеют попятного движения.

(7) Аспекты планет – их взаимное положение в точках эклиптики. В данном случае речь идет об аспектах планет относительно Солнца.

(8) Голова и хвост – так в старину называли северный и южный (восходящий и нисходящий) узлы орбиты какой-либо планеты, т.е. точки пересечения этой орбиты с солнечной, как они видны земному наблюдателю. Особое внимание уделялось Голове и Хвосту Дракона – узлам лунной орбиты.

(9) Высшими считались планеты, сферы (орбиты) которых расположены выше Солнца, т.е. Марс, Юпитер и Сатурн, низшими – планеты, расположенные ниже Солнца, т.е. Луна, Меркурий и Венера (см. схему на с.133).

(10) Хилег – точка эклиптики, выбор которой играл основную роль в астрологических предсказаниях. Выбор хилега определяется комплексом особых правил. Домовладыка – самая сильная, по характеристике астрологов, из планет, находящаяся в аспекте с хилегом.