Смирнов А.В. Логика смысла как философия сознания: приглашение к размышлению. М.: Издательский дом ЯСК, 2021. — 448 стр. — ISBN 978-5-907290-42-6 (1-е изд); ISBN 978-5-907290-43-3 (2-е изд) |
Необходимость логики смысла как философии сознания вытекает из требований картезианского принципа радикального сомнения. Логика смысла отвечает на вопрос о том, как возможно утверждение cogito ergo sum, и обосновывает необходимость другого утверждения — cogito ergo ago. Сознание рассмотрено как деятельность смыслополагания. Введены понятия субстанциальной и процессуальной логик. Возможность процессуальной логики обоснована теоретически, показано её разворачивание на конкретном материале арабо-мусульманской культуры (язык, теоретическое мышление, включая формальное доказательство, система категорий, мировоззрение, этика, эстетика). Освещены методологические вопросы историко-философской компаративистики, встающие в тех случаях, когда изучаемая культура отличается не только содержательно, но и логически. Намечена типология логик смысла. Предложено понимание логики всесубъектности как логики смыслополагания, характерной для России, показана её связь с категорией «всечеловеческое» в её отличии от категории «общечеловеческое». Показаны следствия положения о многологичности разума для дискуссий на тему цивилизационного будущего человечества: коль скоро разум многологичен, а не монологичен, представление о некой единой, идеальной модели общественного устройства, годной для всех, теряет свою обоснованность. Книга служит приглашением к разработке логики смысла как пути выполнения картезианской «программы cogito».
Полный текст книги в библиотеке Института философии РАН (HTML)
Мой ответ на попытку опровержения: статья «Сознание и язык (ответ П.С.Куслию)» // Эпистемология & философия науки. Т. 60. № 3. С. 224-237. DOI: https://doi.org/10.5840/eps202360350. Это - опровержение того опровержения, с которым выступил П.С.Куслиий в мой адрес. Его статья здесь (на сайте журнала «Эпистемология & философия науки»). В этих двух текстах, Куслия и моём, всё сказано ясно и не нуждается в дополнительном комментарии. Интересная и в своём роде отважная попытка опровержения. Показывает, куда может завести безудержный универсализм, ставший философской догмой.